Истина – это Христос

Истина – это Христос20 февраля епископ Отрадненский  и Похвистневский Никифор дал пресс-конференцию для местных СМИ.


Преосвященнейший Владыка, скоро исполнится ровно год со дня образования возглавляемой Вами епархии. С какой целью она была создана, что собой представляет и каковы первые итоги ее работы?

– По милости Божией в состав нашей епархии вошли 12 районов Самарской области, в которых существуют 94 православных прихода,  где служат более 60 священников и диаконов. С Божией помощью число приходов нашей епархии  растет,  только в последнее время их зарегистрировано порядка 8-9.
Святейший Патриарх поставил нам, молодым архиереям, назначенным на вновь образованные кафедры, задачу – активизировать церковную жизнь, стать более  близкими к народу. Ведь прежде, когда в епархиях зачастую было более 360 приходов, архиерей за целый  год не мог посетить каждый из них.
Что  касается меня, я, с Божией помощью,  посетил уже порядка 70 приходов Отрадненской и Похвистневской епархии, общался с паствой, священнослужителями, вникал в положение дел и могу с ответственностью заявить, что священнослужители нашей епархии в довольно  непростых условиях несут свой тяжелый пастырский крест, ведя, помимо  священнической деятельности,  глубокую социальную и миссионерскую работу, занимаясь религиозным образованием и катехизацией людей. Как правило,  даже молодые священники,  направленные в глухие, маленькие деревни,  окормляют свою паству с полным усердием  и самоотверженностью.
Наше время – это практически время второго Крещения Руси, ибо сейчас народ все больше обращается к вере, своим корням,  истокам. И для того, чтобы люди не просто  называли себя православными, но понимали цель жизни, смысл церковной традиции, мы ведем свою просветительскую работу среди нашей паствы.

Вы были участником недавнего Священного архиерейского собора. Расскажите, пожалуйста, вкратце о его основных решениях.

– Священный архиерейский собор Русской Православной церкви проходил в зале соборов храма Христа Спасителя со 2 по 5 февраля. В нем участвовали порядка 290 архиереев Русской Православной церкви из более чем 60 стран мира. Этот собор был самым представительным  за весь дореволюционный и послереволюционный период. Это объясняется тем, что  несколько лет назад произошло объединение Русской Православной церкви за границей со своей матерью нашей Русской Православной церковью, и все архипастыри, вся паства теперь у нас едины. Этот единый дух соборности мы все почувствовали во время проведения Собора, поскольку архиереи имели единомыслие практически по всем обсуждавшимся вопросам.
Напомню, что Архиерейский собор – это очень важный орган, который принимает решения по главным вопросам церковной жизни, в нем участвуют митрополиты, архиепископы и епископы Русской Православной церкви.
В числе основных вопросов, которые Церковь обсуждала на минувшем соборе в лице своих архипастырей, был вопрос об отношении Русской Православной церкви к реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции. Очень злободневный и острый вопрос, который в настоящее время широко обсуждается как светскими СМИ, так и церковной общественностью.
Собор единодушно выразил свое  очень настороженное и, можно сказать, негативное отношение к ювенальной юстиции, принципом которой, в частности, является доносительство детей на своих родителей, что ни коим образом не сочетается с библейским мировоззрением.  По опыту ювенальной юстиции за границей мы знаем, что  ювенальный чиновник может прийти в семью, посмотреть в холодильник,   в шкафы и на том основании, что в холодильнике нет фруктов, а в шкафу не слишком много одежды, забрать ребенка из семьи.
 Церковь не считает бедность основанием для того, чтобы разъединять членов семьи, отстаивая позицию,  что семья – это малая церковь. Мы помним, что до революции во многих, даже бедных семьях воспитывалось по 9-10 детей, из которых получались достойные граждане своего Отечества.
 Также рассматривалась на Соборе позиция Русской Православной церкви в отношении технологии учета и обработки персональных данных. Мы знаем, что сейчас идут процессы глобализации,  все более скрупулезным и четким становится контроль над каждым человеком. Причем, электронный контроль зачастую включает и факты из личной жизни человека. Собор призвал власть имущих людей, руководство нашей страны предоставить верующим право иметь альтернативный учет на бумажных носителях для того, чтобы не смущать совесть верующих и не подвергать их психологическому насилию, поскольку многие верующие считают это несовместимым с их религиозными принципами и убеждениями. Однако, собор не осуждает и большинство наших граждан, которые принимают электронный учет.
Третий очень важный вопрос – позиция Русской Православной церкви по актуальным проблемам экологии. Мы видим, что человечество очень часто нера-зумно относится к природным ресурсам, загрязняя окружающую среду, варварски уничтожая экосистемы, нанося непоправимый вред экологии. Церковь всерьез озабочена этими фактами, когда от человеческого греха страдает  природа. Понятно, что экономика не может существовать без того, чтобы не добывать земные недра, но  это должно осуществляться разумно и гуманно. Каждый человек,  отдыхая на природе, обязан убрать за собой. Должна вырабатываться экологическая культура поведения.
Кроме того, Церковь призывает верующих людей более экономно и разумно относиться к продуктам питания, памятуя о том, что   очень большая часть населения земли в наши дни  голодает.

Наряду с тем, что сейчас все больше людей прибегают к вере,  отмечаются и нападки на Церковь. Как это сочетается друг с другом?

– Мы были свидетелями того, как в прошлом году была организована спланированная информационная атака против Русской Православной Церкви. Она началась после того, как в Россию был принесен Пояс Пресвятой Богородицы, когда около 5 миллионов человек в разных городах России стояли во многокилометровых очередях,  с верой поклоняясь этой святыне.
Тогда все увидели, что церковь выходит за церковную ограду,  начинает активно заниматься социальной работой, миссионерским движением, религиозным образованием. Конечно же, это не понравилось определенным силам. Это и было причиной   кощунственной   провокации в храме Христа Спасителя,  спиливания Поклонных крестов, глумления над нашими Православными святынями.
 Но Святая церковь из всех гонений и испытаний всегда выходит победителем. Мы помним, как в Римской империи несколько столетий был девиз  «Христиан – ко львам!», только по одному доносу, что человек является христианином, его казнили. Но, как сказал один святой угодник, «кровь мучеников является семенем христианства» и чем больше нападок на церковь, тем сильнее она становится, потому что Христос сказал: «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».
Мы видели реакцию православных верующих на эти провокации, которые свидетельствовали о том, что церковь стала более единой, что даже люди, не являющиеся активными прихожанами, в этой ситуации проявили свою гражданскую позицию. Мы помним, сколько народу собралось в Москве на молебен по защите наших святынь. И даже, если  эти акции  в будущем  повторятся,   не боимся этого, потому что с нами Господь Бог, с нами Истина и Правда. Не раз в своей истории Церковь проходила и гораздо большие испытания и всегда выходила из них более сильной, очищенной и укрепленной.

Что делается в нашей епархии для религиозного воспитания детей и приобщения людей к вере?

– По милости Божией в нашей епархии существуют епархиальные образовательные детские центры, сеть которых  неуклонно расширяется. Задача этих центров – с детских лет привить человеку любовь к Богу, своей вере, Церкви через работу кружков патриотической, исторической, творческой направленности. Я призываю всех использовать эту возможность в противовес ныне преобладающей эгоистической модели воспитания и ставить во главу воспитания не материальные, а духовные ценности.
Если же говорить о том, как человек приходит к вере, то универсальной модели  не существует. Каждый человек обретает  веру своим путем: кто-то сталкиваясь с какими-то жизненными трудностями, когда ему никто не может помочь, кроме Бога, другие – иначе... пути Господни неисповедимы.
Но обретение веры – это важнейшая часть человеческой жизни. Верующий человек переживает в своей душе Богообщение, это внутреннее сакральное мистическое чувство, когда человеку уже не нужны внешние доказательства, что есть Бог. Он чувствует Его в своей душе, в сердце. Каждый приходит к Богу своим путем, но все они идут в Церковь, в храм.
Человек – духовно-телесное существо, он не может жить только запросами тела. Поэтому доминантой человеческой жизни должна стать Истина, Правда. А Истина, как говорит Евангелие, это Христос.


И.Беляева.

 

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Гуси-лебеди, Н....
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail