Ответственность за травлю, публичные оскорбления
- Опубликовано 18.06.2024 11:24
«Какая существует гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за буллинг?» На вопрос отвечает заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Александр Русских.
– В современных реалиях буллинг (систематическое издевательство, травля, использующие публичные оскорбления, угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство) нередко совершается с использованием сети интернет – такие действия называются кибербуллингом.
Административная ответственность за буллинг установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях:
– статьёй 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, а также за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершённое публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет;
– статьёй 5.61.1 КоАП РФ за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию;
– статьёй 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, а также за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете, информации, выражающееся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
Указанные действия могут повлечь наложение административного штрафа или административный арест. Уголовная ответственность за кибербуллинг (травлю) может наступить в соответствии со статьями 128.1 (клевета), 213 (хулиганство), 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кибербуллинг, сопровождающийся взломом принадлежащих потерпевшему электронной почты, аккаунтов в социальных сетях, после чего правонарушителем для обозрения в целях публичного унижения жертвы распространяются материалы личного, в т.ч. интимного, характера, преследуется по статье 138 Уголовного кодекса РФ.