Озоновые дыры

За несколько августовских дней 2014 года рекорды максимальной температуры на юге России сыпались словно из рога изобилия: более 30 городов нашей страны обновили данные своей метеостатистики! А самое необычное, что августовская жара оказалась наиболее экстремальной за весь летний сезон, хотя в этот период года воздух уже должен понемногу остывать.

В зоне перегрева оказалась треть Европейской России, расстояние между крайними точками на севере и юге – до двух тысяч километров! И кстати, именно на излёте лета, установлен абсолютный рекорд жары 2014 года. В чём причина подобного катаклизма, опрокинувшего все законы метеорологии? Есть теория, что управляют столь мощным перегревом слои атмосферы, находящиеся в 30-50 км от выжженной земной поверхности. Речь идет об озоне. И по последним данным американских исследователей, ситуация в ионосфере далека от нормальной: концентрации веществ, разрушающих этот газ, продолжает расти!

Озоновая дыра — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. По наиболее распространённой теории их появление косвенно провоцируется деятельностью человека.

Повышенная концентрация трехатомарного кислорода (озона) наблюдается над Западной Европой и Скандинавией. А здесь жители не могут пожаловаться на избыток тепла. А вот юг и восток России оказались в области дефицита этого газа – до 10% меньше нормы, и как идеально совпадают её границы с зоной экстремального перегрева!

   Механизм влияния озона на поток солнечной энергии, полученной земной поверхностью, очень прост. В нормальных условиях температура с высотой понижается. И если у поверхности земли столбики термометров показывают +15°, то уже в нижней стратосфере мороз до -58°. Выше начинается «царство» озона. И как меняется картина: этот газ поглощает около 30% солнечного излучения, а энергии, которая выделяется при этом, достаточно, чтобы повысить температуру более чем на 60° – до +5°!

   На секунду представим, что весь озон исчез. Но в атмосфере есть другой газ – водяной пар, он ещё лучше, чем озон, поглощает это излучение. Но в этом случае этот процесс будет протекать в тропосфере, в области непосредственного обитания человека и формирования погоды. Так что в стратосфере вместо области тепла образуется очаг холода, а в тропосфере, наоборот, температура с высотой будет повышаться. Например, на высоте 5 км – до +30°. Такие мощные инверсии полностью блокируют развитие дождевой облачности, так что бесконечная засуха – вот наиболее вероятный сценарий развития ситуации в случае разрушения озонового слоя! Кстати, с этим согласны и австралийские учёные. Им удалось доказать, что уменьшение содержания озона – главная причина дефицита осадков на зелёном континенте.

    Что же происходит сейчас? В атмосфере над Европейской Россией восстанавливается западный перенос воздушных масс. Эта струя несёт к нам не только насыщенный атлантической влагой воздух, но и способствует перемещению из Западной Европы стратосферных масс, богатых озоном. Так что есть все основания предполагать, что обстановка в атмосфере над Европейской территорией России придёт в соответствие с климатом.

Разрушение озонового слоя принесло аномальное тепло и низкое давление, ещё раз подтверждая концепцию, согласно которой изменение концентрации озона в атмосфере является главным фактором погодных (и климатических) аномалий.

Важно знать, что в зимнее время, когда люди тепло одеты и тело закрыто от солнечных лучей, увеличившийся поток биологически активного ультрафиолета (БАУ) опасен в первую очередь для глаз. Особенно, если небо чистое, то есть отсутствует сплошная облачность, которая существенно ослабляет поток БАУ. Самая опасная ситуация — солнечный день и снежный покров, который за счёт отражения увеличивает опасное излучение. Усиливаться поток ультрафиолета может и за счёт отражения от краёв облаков через разрывы в сплошной облачности. «Снежная слепота», то есть поражение глаз ультрафиолетом, развивается в течение нескольких часов.

Учёные сегодня лишь наблюдатели. Что-либо изменить в состоянии озоновой дыры над Россией они не могут: о том, почему идут столь сильные озоновые изменения, спорят учёные во всем мире и не сходятся пока во мнениях. Нынешнее кредо учёных — успеть предупредить об опасности. Обо всём остальном предстоит думать потом.

(По материалам открытых источников Интернета).

А.Сапрыгина, начальник метеостанции Кинель-Черкассы.

Фотографии из галереи

У вечного огня,...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail