Александр ПАРАМОНОВ: «Сельское хозяйство – это моя жизнь»

Александр  ПАРАМОНОВ:  «Сельское  хозяйство  –  это  моя  жизнь»

ООО СХП «Хвалынское» – наследник одного из немногих сельхозпредприятий, которому удалось выстоять после разрушительных 90-х годов и которое в наши дни занимает лидирующие позиции в районе. В том, несомненно, заслуга простых работяг, самоотверженно трудившихся на земле. Но всё же решающую роль в будущем агрохозяйства сыграла мудрая политика руководителя – Александра Ивановича ПАРАМОНОВА. Сельское хозяйство – дело его жизни, но помимо этого он депутат и меценат. Как пережили дефолт 1998 года и наращивали производственные мощности, с какими сложностями приходится сталкиваться сегодня аграрию, и откуда такая любовь к горным лыжам – обо всём этом от первого лица.

Александр Иванович, расскажите, откуда Ваши корни и как Вы пришли в сельское хозяйство?

– Родился я и вырос в селе Сос­новая Маза Хвалынского района Саратовской области. Отсюда и название нашего предприятия – ООО СХП «Хвалынское». Мать работала в колхозе бухгалтером, отец – механиком в сельхозтехнике. Я вырос в аграрной среде, поэтому мой профессиональный выбор был очевиден. После окончания Саратовского института механизации сельского хозяйства по распределению оказался в Рязанской области, где полтора года проработал инженером-контролёром. К этому времени старший брат Юрий Иванович уже работал в Тимашево. В соседнем селе Муханово в колхоз им.Куйбышева требовался главный инженер и меня приняли на эту должность, а в 1995 году избрали на должность председателя. К тому моменту хозяйство находилось в плачевном состоянии. Посевные площади сократили с 4000 га до 2400 га, часть животноводческого комплекса уже была пущена под нож, в первую очередь рухнула ферма в Фёдоровке. Дефолт, процедура банкротства – всё это мы пережили.

Какие силы, ресурсы нашли, чтобы поднять хозяйство?

– Чтобы выжить, наш коллектив самоотверженно работал, бывало, что и без зарплаты. Было такое время, что кормить коров было нечем, электричество отключали за неуплату, а это значит, транспортер и молокопровод не могли работать. Жалко было скотину. Обстоятельства вынудили нас перейти от молочного к мясному животноводству. Для развития молочного направления требовался затратный механизм, а мясо тогда было в цене. После 90-х пришла определённая стабильность. Предприятиям животноводческого комплекса выплачивали субсидии и мы держались, держались до последнего. Несколько лет назад сумма господдержки существенно сократилась. Возникли проблемы с реализацией продукции, так как мясо завозилось со стороны. И это не считая того, что в животноводческой отрасли в принципе затраты окупаются в разы медленнее, чем в растениеводстве. Поэтому четыре года назад было принято тяжёлое, но необходимое решение – окончательно уйти от животноводства.

С каким сложностями сегодня приходится сталкиваться?

– В прошлом году мы чётко определили для себя приоритетную задачу – создание базы для хранения и переработки сельхозпродукции. Имеющиеся сегодня мощности предприятия не поз­воляют этого делать. Львиную часть урожая приходится продавать сразу же, хотя позже цена на неё возрастает. Разумеется, это отражается на прибыли. Сейчас на нашей территории создаётся производственный комплекс, где можно будет принимать, перерабатывать, сушить и хранить продукцию. Получится своего рода мини-элеватор. В этом процессе важна оперативность, поэтому будем внедрять автоматическое оборудование. Думаю, к уборке урожая следующего года завершим все работы. Стройка большая и требует вложения приличных средств, но они себя оправдают.

Что ещё делается для развития предприятия?

– Мало вырастить урожай, нужно собрать его и обработать почву. А для этого требуется хорошая высокопроизводительная техника. Мы ежегодно обновляем технопарк. Отечественные производители пока не могут предложить достойные варианты, приходится покупать импортные тракторы и комбайны. Чтобы комбайны не простаивали на поле, нужно оперативно транспортировать урожай на реализацию. Аренда транспорта сегодня – дорогое удовольствие, для этих нужд купили «КамАЗ» и «МАЗ» с прицепом. Словом, кто не жалеет средств, тот и получает хороший результат. В своё время была напряжёнка с кадрами, но мы нашли выход из ситуации. Прежде всего, вопрос решился техникой. Если трактор мощный с высокой производительностью, то и потребность в кадрах меньше. 2-3 тракторные единицы выполняют весь производственный цикл. Стараемся обеспечить сотрудников достойной оплатой труда, ежегодно увеличиваем на 30%. Зарплата выплачивается круглогодично, ведь людям нужно каждый месяц приносить домой деньги, кормить семью. И производственный процесс тоже идёт непрерывно, для этого обучаем сотрудников работе на всех видах техники, которая у нас есть, чтобы они были универсалами. Люди у нас трудятся отовсюду, подобрался хороший коллектив механизаторов и водителей.

Уборочная кампания близится к финалу. Уже можно подвести основные итоги?

– Год в целом не так плох, как прогнозировалось. Средняя урожайность озимых – около 20 ц/га, яровых – 24 ц/га. Уже несколько лет практикуем внесение органических удобрений в почву. На полях, где была подкормка, отдача идёт максимальная. Конечно, затраты на органику в два-три раза больше, чем на комплексные удобрения. Причём её действие распространяется на весь севооборот. К примеру, в этом году урожай подсолнечника, где прежде вносилась органика – порядка 30 ц/га. Озимые мы уже посеяли на площади 1600 га. Осталось убрать 1/3 подсолнечника и кукурузу. В общей сложности в хозяйстве обрабатывается 8 тыс.га, продолжаем восстанавливать некогда брошенные земли, их не так много, но они есть.

Александр Иванович, сельское хозяйство что значит для Вас?

– Это моя жизнь. Каждый клок своей земли знаю, как свои пять пальцев.

Знаем, что у Вас есть хороший помощник – внук Виктор…

– Виктор ещё мальчишкой катался со мной по полям, старался во всё вникать. Сейчас это моя правая рука. Он в основном и занимается строительством комплекса для приёма, переработки и хранения сельхозпродукции. Может настроить любую электронику в современной агротехнике, в этом плане он профессионал.

Долгие годы Вы поддерживали турнир по боксу, а сами как относитесь к спорту?

– На моей малой родине, в Хвалынске, есть горнолыжный курорт. Ездим туда каждый год всей семьей. Красивая природа, воздух свежий – отдыхаешь душой и телом. Вообще на лыжах с детства езжу, а на горных – лет 20. Всю семью приобщил к этому делу. Думаю, через годик правнука поставим на лыжи, сейчас ему 1,5 года. На коньках катаемся на нашем пруду на Куртамаке, иногда ездим в Ледовый дворец в Отрадный. А в юности играл за институт в футбол и хоккей.

Какой отдых Вам по душе?

– Обязательно ездим отдыхать к морю или океану – я люблю плавать. Даже шторм не пугает – это же адреналин. В этом году летали на Занзибар. Чудесное место! Были с экскурсией в саванне – очень впечатлила! Львы, лежащие на дороге, слоны, крокодилы, тысячные стада зебр – все это наяву! И никакой зоопарк не нужен. Могу сказать точно, кто не бывал в саванне, тот многое потерял.

В Самарском крае есть любимые места?

– Да, это наш пруд на Куртамаке. Тихое, живописное место, а какие летом там закаты! Кстати, большой объём воды в пруду приносит и производственную пользу. Близлежащие поля насыщаются влагой, и мы стабильно получаем хороший урожай. Мечтаем в будущем оборудовать здесь поливной участок.

Н.ГЛАЗКОВА.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail