Самородками полна земля

Самородками  полна  земля

В этом году победителем акции «Мужчина года» стал кротовчанин Владимир Николаевич Гусаков. Более 30 лет он работал машинистом и колесил по железнодорожным магистралям Самарской губернии и соседних регионов. Сегодня все основное время он посвящает творчеству, его живописные работы необычны своим колоритом и сюжетами.

Талант художника Владимир Николаевич по-настоящему раскрыл в себе после выхода на пенсию. Рисовать ему нравилось еще в детстве, но со временем это увлечение было забыто. Вспомнить о щедром даре природы пришлось в армейские годы на Черноморском флоте, тогда наш герой был нарасхват среди сослуживцев – каждому хотелось заполучить фотоальбом в неповторимом стиле. После чего вновь последовал затяжной перерыв в творчестве. Вернулся наш герой к живописи уже в зрелом возрасте. Признается, что пробовал свои силы в жанре маринистов, но передавать непредсказуемый характер моря, его мощь – оказалось не так-то просто. В армейские годы ему довелось побывать в музее Айвазовского, куда он за компанию привел сослуживцев. Подлинники великого художника вызвали у него непередаваемый восторг.  

Одно из центральных мест в сегодняшнем творчестве Владимира Николаевича Гусакова занимают сюжеты из серии «Кротовка – век уходящий», в которых он, вдохновленный ностальгией, воссоздает историческое прошлое родного села. Барская усадьба XIX века, старая мельница и каменный железнодорожный вокзал словно оживают благодаря усердию мастера.

Сейчас он работает сразу над двумя полотнами. В первом случае старое здание сельской железнодорожной школы предстает перед нами в осеннем колорите, от второго полотна веет свежестью майской грозы.

– В каждой работе накладывается три слоя краски. Сейчас я выполняю так называемый подмалевок, далее идет второй слой и только потом проработка деталей, – знакомит с техникой работы художник. – Я всегда стараюсь создать на полотне эффект присутствия, будто зритель на мгновение сам переносится в действие сюжета. Например, возле здания железнодорожной школы будут две школьницы, пьющие воду из колонки, как в старые добрые времена.  

Каждой работе на историческую тему предшествует кропотливая подготовка. Мастер изучает старые фотоснимки, исторические данные, в этом большую помощь ему оказывает краевед Галина Краснова, а также собирает воспоминания старожил, обязательно делает привязку к реальной местности, и только суммировав всю информацию, берется за кисть. Прежде, чем взяться за большое полотно, Владимир делает несколько маленьких работ, так сказать, для разгона руки. Настоящий холст в наши дни стоит немалых денег, но наш герой нашел подходящую альтернативу – для своей живописи он использует фактуру обычной ДВП. Многому он научился у своего друга, выпускника Суриковского художественного училища Василия Попова. Уже год, как его нет в живых, но он успел познакомить товарища с законами композиции и живописи. Постоянный обмен профессиональными секретами у моего собеседника идет с другим близким товарищем, живописцем Олегом Бурмистровым.

Центральной фигурой многих картин художника становятся паровозы и железная дорога, что совершенно не удивительно, ведь этому делу Владимир посвятил всю свою жизнь. Даже в разговоре с бывшими коллегами, как ни крути, речь всегда заходит о железной дороге. Вот паровоз мчится через первый, тогда еще деревянный, мост в Кротовке, а вот ранним зимним утром прибывает на вокзал...

В коллекции Владимира Гусакова есть серия картин «Кротовские вечера». Неотъемлемыми фигурами здесь выступают моряк, женщина пышных форм и снег за окном – таково своеобразное видение автора сельского колорита. Есть у кротовского мастера несколько удачных копий полотен известных художников.

Тщательнейшим образом наш герой продумывает рамки к своим картинам, что подчеркивает стиль автора и делает завершенным художественный образ. Зачастую обрамлением полотен служат доски старых сараев или оконные рамы, которые дополнительно декорируются различными деталями отслуживших тепловозов и вагонов. Супруга моего собеседника Надежда Васильевна нет-нет, да и отчитает мужа за принесенный хлам, но сердится недолго, понимает, что это необходимо для творчества. В 2018 году Владимир стал победителем в номинации «Изобразительное искусство» Всероссийского фестиваля самодеятельного творчества «АРТ-состав-2018».

Ко всему прочему наш герой еще и фотохудожник. Каждую композицию он продумывает до мелочей, в ход идут старинные чайники и фонари из собственной коллекции, газеты, домашняя утварь – в итоге получаются достаточно самобытные натюрморты. Смотря на некоторые из них, сложно даже предположить, как они были созданы. К примеру, кто бы мог подумать, что фрагмент пиратской каюты на фото – не что иное, как темный сарай, подсвеченный фонарем и декорированный рыболовной сетью, разбитые глиняные горшки, пожелтевшие книги, рассыпанные монеты – каждый предмет в кадре не случаен и создает все тот же эффект присутствия. Все комнаты в доме Гусаковых украшены работами главы семьи. 

Владимир – личность разносторонняя, и художественной кистью мастерски владеет, и на гитаре играет. Он меломан со стажем, 25 лет подряд ездит на Грушинский фестиваль бардовской песни, вдохновляется творческой атмосферой. А год назад встал на коньки, играет в хоккей и старается не отставать от молодежи.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
У вечного огня,...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail