Полвека на службе образования

Полвека на службе образования

Ровно 50 лет своей жизни он отдал системе образования района, более 17 из которых возглавлял районный отдел народного образования. Имя Александра Николаевича Стороженкова известно многим в районе и далеко за его пределами.

Его уникальный опыт работы перенимали коллеги из соседних территорий. У него была возможность сделать успешную карьеру на более высоких руководящих постах, но он предпочел быть полезным здесь, на периферии. Многим бывшим и сегодняшним руководителям он дал путевку в жизнь. Несмотря на то, что давно отошел от дел и находится на заслуженном отдыхе, его фигура по прежнему авторитетна в системе образования и не только. Почетный гражданин Кинель-Черкасского района, «Заслуженный учитель школы РСФСР», награжденный медалью «За доблестный труд», знаком «Отличника народного просвещения» – всех званий и наград не перечесть. 22 февраля Александру Николаевичу исполнилось 84 года. Солидный возраст, но он, как и прежде, с юмором относится к жизни. После тяжелых испытаний и потерь источником жизненной энергии являются для него дети и внуки.

 

Гость нашего сегодняшнего номера родился в Архангельске, куда родители в свое время приехали работать на пилорамную фабрику. Потом была жизнь в Москве, и уже там семья приняла решение вернуться на историческую родину в Оренбуржье. С отличием окончив школу, Александр Стороженков без труда поступил на физико-математическое отделение Бузулукского педагогического училища, а затем с красным дипломом в руках и в Куйбышевский педагогический институт. Свой педагогический путь он начинал в Березняковской школе. Именно благодаря его настойчивости и дипломатическому подходу было построено новое здание учреждения – для этого он лично ездил в Москву к главе правительства.

 

Александр Николаевич, всем известно, что в рабочих вопросах Вы были максимально принципиальны, никогда

не боялись яро и бескомпромиссно отстаивать свою позицию…

– Да, так и было. Мне ни раз приходилось дискуссировать, например, с Владимиром Ивановичем Гусаровым. Я не разделял его точку зрения по многим проектам, которые он стремился реализовать. К примеру, его идея финансирования школ по числу учащихся мне казалась неразумной. Ведь несложно было предположить, что при такой сис­теме финансирования маленькие школы будут перебиваться копейками. Учителя старались набрать побольше часов, чтобы получить зарплату. Опрометчивым, на мой взгляд, было решение организовать подвоз детей в крупные школы из мелких – оно лишь сократило век последних.  

В свое время из Министерства образования спустили распоряжение, по которому право выделять премиальные сотрудникам школ предоставили директорам. Хотели того руководители учреждений или нет, но у них появлялись подхалимы, которые первыми претендовали на поощрение.  Был случай, когда директор, завуч и бухгалтер одной из школ распределяли премиальные между собой, минуя даже профсоюз. Разумеется, это стало известно общественности, посыпались многочисленные жалобы. Мы обязаны были отреагировать и направили комиссионную проверку. В итоге пришлось освободить директора от должности.  Я был ярым противником затеи избирать на местах директоров. Моя позиция консерватора имела под собой основание. Директор, избранный коллективом, оглядывался бы назад после каждого своего шага, боясь не угодить. Совсем другое дело, когда приходил человек, назначенный районом, тот, засучив рукава брался

за дело.

 

В образовании, на Ваш взгляд, во что в первую очередь следует вкладывать средства?

– Прежде всего, в содержание учреждений, ремонт, поддержание их эстетического вида.  Учебные кабинеты должны быть оснащены оборудованием, необходимым для проведения практических и лабораторных работ. А еще, если ты заинтересован в том, чтобы система надежно работала, нужно привлекать кад­ры, не скупиться – вкладывать в них деньги. Восемь лет подряд я возглавлял экзаменационную комиссию в Подбельском педучилище и не упускал шанса привлечь на территорию молодых и толковых педагогов. Средства в районо всегда были.  Дело доходило до того, что я помогал учителям приобретать жилье, разумеется, с разрешения рай­исполкома. Знаю, что это не совсем законно, эту заботу должен был брать на себя облисполком, а средств там постоянно не хватало. Но таким образом получалось закрепить кадры на селе. Считаю большой удачей, что нам удалось выкупить половину 18-ти квартирного жилого дома, который строил колхоз им.Ленина, но не осиливал довести до ума. Вторую половину выкупил райисполком. В общей сложности за все годы работы в РОНО при моем содействии и поддержке 42 педагога были

обеспечены жильем.

Знаем, что, живя в Березняках, Вы организовали хор, который гремел на весь район. Это было делом для души?

– Музыкой я занимался с юности. Играл на скрипке и сам давал уроки игры на баяне, да и голос неплохой был. В Бузулукском педучилище мы с другом организовали дуэт, нас знал весь город, а в Центральном парке на Доске почета висели наши портреты. Парни мы тогда были холостые, девчонки нам проходу не давали.  Даже обучаясь в институте, я не забросил любимое занятие. Наш студенческий хор считался лучшим среди высших учебных заведений губернии. В то же самое время стремительно рос в мастерстве Волжский народный хор под руководством Милославова.  Когда встал вопрос: кого из нас отправить на конкурс в Москву, долго не могли определиться. В конце концов решили – поскольку мы не профессиональные музыканты, а будущие педагоги, нас наградили золотыми медалями, а Волжский хор поехал в столицу и победил. С тех пор этот коллектив загремел. Будучи в Березняках, я ностальгировал по тем временам, организовал свой коллектив, который полюбился большой публике.  Кстати, именно поэтому меня приглашали возглавить отдел культуры в районе, но я отказался. 

 

А сейчас какую музыку слушаете?

– Люблю оперные арии – они как бальзам на душу. В основном же слушаю песни исполнителей своей молодости. К современным артистам отношусь скептически, сегодняшние песни незапоминающиеся, невоодушевляющие. Выходят на сцену, дергаются, а души, глубины в песнях нет…  

 

Кто для Вас служил образцом учителя?

– В школу Сорочинского района Оренбургской области, где я учился, директором был назначен бывший военный. Руководитель он был отменный, а вот математик никудышный, не мог решить элементарной задачи. Зато учительницу начальных классов я до сих пор вспоминаю добрым словом – это была душа-человек, знала все о каждом ученике, его способности, его интересы.  В педагогическом училище нам очень повезло с преподавателем литературы и директором – то были люди, заслуживающие глубокого уважения.    

 

На Ваш взгляд, что самое важное Вам удалось сделать для образования района?

– В 90-е годы колхозы шли к развалу, школы и детские сады, состоявшие у них на балансе, могла постичь та же участь. Этого нельзя было допустить, поэтому я вместе с Василием Дмитриевичем Обуховым вел переговоры с председателями колхозов и уговаривал передать мне образовательные учреждения на финансирование. К счастью, в районо хватило средств, чтобы и выплачивать заработную плату коллективам, и содержать здания, а позже все эти затраты были заложены областью в наш бюджет. Время показало разумность принятого решения. Детские сады, которые председатели колхозов не передали в образование (Лозовка, Муханово, Большой Сарбай), перестали существовать. Удалось сохранить и систему дополнительного образования в районе, мало того, филиалы ДЮСШ, СЮТ, ДДТ стали функционировать в каждой школе. В свое время были построены школы в Вязниках, Коханах, Безречье.

Беседу вела Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Д.Седов
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail