Когда пролетают вертолеты...
- Опубликовано 30.10.2018 18:19
Для подполковника запаса Сергея Васильевича Горбатенко этот праздник особенный.
Во-первых, потому, что в семье он не единственный пилот армейской авиации. Его младший сын Алексей тоже окончил Сызранское летное училище и в настоящее время проходит службу в Санкт-Петербурге. Во-вторых, большую часть своей сознательной жизни он посвятил армейской авиации и служению Родине.
После окончания высшего военно-авиационного училища (по профилю морской авиации) в 1987 г. он проходил службу под Севастополем в поселке Кача, который считается колыбелью морской авиации, здесь в 1910 году была основана первая в России офицерская школа летчиков. Летал на вертолетах «Ми-14» всех модификаций: противолодочный, тральщик, спасательный. Через 8 лет, когда начался развал страны, перед ним встал вопрос о переводе в украинскую армию, поскольку Крым принадлежал Украине. Командир экипажа вертолета, как и многие другие, отказался принимать украинскую присягу и перевелся служить в Кинель-Черкассы, где стоял 793 отдельный транспортно-боевой вертолетный полк войсковой части №62977. Прибыл к месту нового назначения 9 мая 1994 года и служил до расформирования полка. Начинал в должности летчика-штурмана экипажа, закончил службу заместителем командира полка – начальником штаба вертолетного полка.
«Когда служил на флоте в морской авиации, – вспоминает собеседник самые яркие моменты службы, – проводились крупные военно-морские учения в районе города Одесса, были задействованы все силы Черноморского флота и стран-участниц Варшавского договора.
Мы высаживали десант морской пехоты в прибрежной полосе. В это время самолеты обстреливали высоту, где находился условный противник. Пехоте предстояло подняться на эту высоту и отстоять позицию. Действовать нужно было четко, согласно выверенному до секунды плану, иначе не исключено стать жертвой обстрела своих же самолетов».
Такие масштабные учения проходили в его жизни впервые и оставили сильные впечатления. Теперь подполковник запаса говорит, что это был настоящий экзамен для молодых офицеров, окончивших училище.
Из повседневной работы ему запомнилось, как выполняли полеты в поисках подводных лодок вероятного противника. Полк поднимался по тревоге, получал координаты квадрата, где могли находиться подводные лодки неприятеля. Работали совместно с самолетами «Б-12», которые осуществляли постановку барьерного поля из буев, и всевозможными кораблями. Учения были не менее масштабными, участвовали все силы Черноморского флота.
Бывало, что экипаж вылетал на поиск и спасение людей, терпящих бедствие, выполнял боевое траление моря, то есть освобождал от подводных мин проход для кораблей.
Что такое настоящие боевые действия, наш герой узнал позже, в 2000-м году, когда в течение долгих 10 месяцев находился в составе отдельной военной эскадрильи в Таджикистане (на аэродроме в районе города Душанбе). В то время он был начальником штаба миротворческой группировки, которая выполняла задачи по обеспечению огневой поддержки погранотрядов. «Постоянно носили бронежилеты, каски, оружие, – рассказывает собеседник, – потому что там была война». Такое не забывается никогда. В суровых условиях крепло боевое братство. Находясь в запасе, подполковник не теряет связи со своими однополчанами. Вместе они установили в парке вертолет в знак памяти о воинах-авиаторах, проходивших службу в Кинель-Черкасском районе.
В канун профессионального праздника С.В.Горбатенко желает своим коллегам чистого неба над головой, крепкого здоровья и семейного благополучия, а тем, кто продолжает служить, – летного долголетия и чтобы количество взлетов всегда равнялось количеству посадок. «Романтика неба зовет, – поднимая глаза, говорит бывший пилот, – особенно, когда над Кинель-Черкассами пролетают вертолеты».
О.Горбунова.