Главная в жизни магистраль
- Опубликовано 07.08.2018 19:22
Почти два года назад Александр Михайлович Скрынников вышел на заслуженный отдых, оставив пост начальника станции «Толкай».
Он очень дорожит подарком коллектива – фотоальбомом с фотографиями коллег и стремительным поездом на обложке. До сих пор интересуется делами станции, а бывшие сослуживцы частенько обращаются за советом к опытному наставнику.
Железная дорога стала для Александра Михайловича главной жизненной магистралью, с которой связано 37 лет активной трудовой деятельности. Более 20 лет, с 17 апреля 1995 года, он возглавлял знакомую всем нам станцию, важный объект Самарского отделения Куйбышевской железной дороги.
До тех пор магистраль его жизненного пути пролегала через Среднюю Азию с началом в городе Мары, что находится на юге Туркмении. Это третий по величине город в республике, расположенный среди Каракумских песков в центре Мургабского оазиса. Здесь наш герой впервые приветствовал мир жизнеутверждающим криком новорожденного младенца и здесь же он впервые услышал продолжительный сигнал поезда, словно длинный свисток. Тогда мальчуган и не предполагал, что этот звук будет сопровождать его всю жизнь и до самых преклонных лет останется гимном его профессии.
В детские и юношеские годы Саша увлекался футболом, играл в составе самой сильной городской команды – «Локомотив». После службы в армии серьезно задумался о будущем. На выбор профессии повлияло скорее то, что все его окружение состояло из железнодорожников: родители, посвятившие всю жизнь железной дороге, соседи и знакомые, которые населяли целый микрорайон, где он жил. «Каждый из них пытался преподнести с лучшей стороны именно свою профессию. На железной дороге профессий много: машинисты, вагонники, которые осматривают вагоны, путейцы, которые ремонтируют пути, СЦБисты (работники связи централизованной блокировки), которые обслуживают светофоры, переводят стрелки, и другие, – перечисляет собеседник простонародные названия профессий. – Я стал движенцем, то есть организатором движения на железной дороге, а в дипломе написано «инженер эксплуатации железных дорог».
Высшее образование наш герой получил в соседней Республике Узбекистан, в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта. Первый опыт приобрел там же, работая диспетчером на станции «Луначарского», через некоторое время начал подниматься по карьерной лестнице, став дежурным и по необходимости исполняя обязанности начальника станции «Ташкент-Пассажирский», расположенной в столице Узбекистана.
«Моя деятельность была связана с организацией работы пассажирского комплекса, а на станции «Толкай» я занимался в основном организацией погрузки и отправки грузов», – говорит Александр Михайлович.
В Кинель-Черкассы он был переведен в связи с распадом Советского Союза после того, как вместе с семьей пережил перестрелки, разбой, панику и стал опасаться за жизнь самых дорогих людей.
«20 лет пролетели, не успел оглянуться, – продолжает пенсионер, – каждый день напряженный ритм и высокая ответственность за безопасность движения поездов. Как в песне поется: «Ни минуты покоя, ни секунды покоя...».
За эти годы станция «Толкай» стала надежной пристанью для него, его супруги Елены Анатольевны, которая долгие годы работала здесь билетным кассиром, и всей семьи – дом Скрынниковых «смотрит» на здание вокзала, потому что стоит по ту сторону железнодорожных путей. Не случайно бывшего начальника станции интересует ее история. По одной из версий старожилов, с которыми он общался, название связано с близостью двух населенных пунктов – Малого Толкая и Большого Толкая. По другой – от слова «толкать». Работникам железной дороги приходилось толкать составы, которые не могли набрать ход в силу географических особенностей местности. Сам Александр Михайлович считает, что больше оснований верить первой версии, так как профиль железной дороги, судя по сохранившимся картам, всегда был пологим.
«Станция очень важна, – неравнодушно говорит о ее стратегическом значении наш собеседник, – потому что находится на ровном профиле и имеет длинные пути, 1200 и 1300 метров от светофора до светофора, что дает возможность поставить грузовой поезд, условная длина которого 75 вагонов, и дать свет пассажирскому, который всегда был в приоритете. Этому же способствует и современный «бархатный» путь. Так условно называют бесстыковой путь, расстояние между рельсовыми стыками которого значительно превосходит длину стандартного рельса (25 метров)».
Жизненная магистраль нашего героя приостановилась на станции «Толкай», но династия Скрынниковых продолжается. Оба сына Александра Михайловича и Елены Анатольевны, Михаил и Валентин, окончили Самарский железнодорожный университет. Особенно родители гордятся успехами младшего, Валентина, который стал заместителем начальника моторвагонного депо Лобня Московской железной дороги – крупного предприятия, осуществляющего эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог, в ведении которого находится 350 поездов и все в 12-вагонном исполнении. Станция «Толкай» дала старт еще одной магистральной ветви семейной династии железнодорожников.
О.Горбунова.