Истребитель – это высота, скорость, маневр, огонь!
- Опубликовано 16.08.2017 01:00
Перед их напором и мужеством, героизмом и молниеносностью безропотно покоряется небо, а вражеские силы ощущают свою ничтожность. Их называют «рыцарями воздуха».
Они – летчики-истребители. Крепкая крылатая гвардия стала второй семьей для Виктора Васильевича Исакова.
Путь к небу он начал еще в школьные годы. В то время, чтобы выполнить норматив мастера спорта, необходимо было подготовить десять перворазрядников. Один из таких потенциальных мастеров спорта пришел в класс Виктора Исакова и пригласил ребят поучиться прыжкам с парашютом. Так что к моменту окончания одиннадцатого класса, на счету Виктора уже было полтора десятка прыжков. В школах, как тогда водилось, учащиеся осваивали определенную специальность. Виктор Васильевич получил корочку машиниста электровоза и сразу же после учебы пошел работать на одну из угольных шахт Караганды. На крупном предприятии трудились около 2 тыс. горняков. Работа кипела круглосуточно, в сутки добывалось 7 тыс. тонн угля. Однако мысль о небе не оставляла нашего героя. В 1968 году состоялась первая попытка поступления в авиационное училище. Успехом она не увенчалась – подвело низкое давление, чего раньше не бывало. Однако настойчивый характер В.В.Исакова не позволил отступать, и в тот же год он был зачислен в Учебный авиационный центр, где готовили офицеров запаса. Ему могло не повезти и на этот раз, но помог знакомый лор-врач.
– Шахта – это не курорт. За два года шахтерской работы я успел подхватить хронический насморк. Врач сделала мне заключение «здоров», взяв с меня слово, что я основательно пролечусь. Довольно часто моя судьба зависела от совершенно посторонних людей. Они неожиданно появлялись в моей жизни, помогали мне, и столь же внезапно исчезали, – своих благодетелей мой собеседник благодарит по сей день. – Зимой в аэроклубе изучали матчасть, а летом – на аэродром, жизнь в казармах, наземная подготовка полетов на «Ил-29» – все как в училище. После первого года обучения курсантам присваивалось звание сержанта. Второй учебный год я провел уже в Кинель-Черкассах. В конце обучения перед каждым стоял выбор: написать рапорт и продолжить службу в армии либо уйти в запас. В своем рапорте я указал «прошу направить меня на Дальний Восток. Мне нравятся амурские тигры и природа того края…» И меня направили… в Киев. На Дальний Восток я все же доехал, но уже в другой должности и по другому поводу.
В отделе кадров восьмой отдельной армии противовоздушной обороны Виктор Васильевич получил назначение в Днепропетровск. В то время одна эскадрилья полка несла боевое дежурство, а две других готовили пополнение к полетам на «МиГ-17». Такая ситуация стала следствием реформы Н.С.Хрущева, когда по его инициативе с 1958 по 1960 годы авиацию раздробили и сократили. Потом в срочном порядке необходимо было восстанавливать воздушные силы. Новые кадры набирали из офицеров запаса и обучали по сокращенной программе за два года.
Когда в свет вышел новый сверхзвуковой «МиГ-19», его предшественника «МиГ-17» отправили на базу хранения. На новой модели наш летчик выполнил норматив летчика 1-го класса.
– Летчик первого класса – это универсальный специалист, который должен уметь летать в любых метеоусловиях, днем и ночью. Мало владеть техникой полета, важно уметь воевать в воздухе, а это уже настоящее ремесло, – любит подчеркивать наш герой. – Полет в небе за штурвалом нельзя ни с чем сравнить. Вот, к примеру, что значит полет самолета в облаках? По сути, ты оказываешься в условиях, когда невозможно понять, в каком положении находишься, в арсенале у тебя только приборы и профессиональное чутье. А ведь нередко бывают ситуации, создающие иллюзию. Горизонт может быть косым, а звезды отражаться в облаках. Зимой во время мороза идет сильное преломление света, и кажется, что посадочная полоса лежит поперек, в тот момент, как приборы показывают, что она точно перед тобой.
Готовили боевых асов на базе 146 гвардейского истрибительно-авиационного полка на аэродроме Васильков под командованием Эдуарда Михайловича Шиманского, старого опытного летчика, прошедшего Корейскую войну. Свое знакомство с личным составом он начал со слов: «Все, что вы делали до этого, было воздухоплавание. Теперь мы начинаем летать». Под началом этого выдающегося человека «воздушные снайперы» научились мастерски пилотировать, совершая в воздухе совершенно невообразимые вещи. Строгая служебная дисциплина не мешала хорошим товарищеским отношениям, ведь в авиации без доверия друг другу никак нельзя и даже смертельно опасно. В.В.Исаков считался одним из лучших среди летчиков-истребителей. Он нашел свое призвание в жизни, виртуозно владел самолетом и техникой ведения боя. За годы службы Виктор Васильевич сменил не одну должность. География его службы обширна. В конце 70-х годов в качестве высококвалифицированного летчика, командира звена, он вернулся в Днепропетровск для переподготовки целого полка на «МиГ-25». В 1980 году Виктор Васильевич уехал в Тверь, где три года учился в Военной командной академии противовоздушной обороны им.Маршала СССР Г.К.Жукова. В то время наш герой свято верил, что за Днепром земли нет, и твердо был намерен вернуться на родное место службы. Однако Приказом министра обороны был направлен на север Тюменской области на аэродром Комсомольский. Здесь уже, будучи командиром эскадрильи, В.Исаков не только учил молодых полетам на «МиГ-31», но и должен был сформировать целую базу. И только сегодня, узнавая из средств массовой информации, какой ужас творится в Днепропетровске, боевой летчик благодарит судьбу. Ведь если бы он в свое время обосновался в тех краях, кто знает, как все могло бы обернуться.
Довелось В.В.Исакову служить в Перми и Свердловске, где он возглавлял отдел боевой подготовки, затем был назначен старшим инспектором-летчиком. В 1991 году в звании полковника авиации, специалиста по боевой подготовке Виктор Васильевич ушел в отставку.
Все эти годы надежным тылом и верной боевой подругой для нашего героя была и остается супруга Антонина Петровна. С любовью всей своей жизни бравый летчик-истребитель познакомился во время службы в Кинель-Черкассах. Девушка училась в Омске и приехала на каникулы к родителям.
– Воспитанный, интеллигентный, душа сразу потянулась к нему, – рассказывает о своих первых впечатлениях Антонина Петровна. – Конечно, нам с детьми всегда его не хватало. Из 31 дня в месяце 24 он проводил на боевом дежурстве. Благо, когда поступил в академию, появилась возможность проводить больше времени с семьей. За Виктором я, как за каменной стеной. Давление, бывает, скачет, так он от меня ни на шаг не отходит.
Первое время летчик в отставке работал испытателем электронных приборов и оборудования на оптико-механическом заводе, где производили «начинку» для космических кораб-лей. Платы и другие приборы испытывали в искусственно созданных космических условиях. В Кинель-Черкассы семья Исаковых перебралась в 1991 году. Здесь Виктор Васильевич возглавлял Завод шатунных болтов вплоть до последнего дня предприятия, когда акционеры попросту развалили его. Незадолго до этого мудрому руководителю удалось отремонтировать один цех и перевести туда все самое ценное оборудование.
В доме Исаковых часто собираются друзья, сослуживцы главы семейства. И как бы не противились мысли, а душа боевых товарищей скучает по небу, и весь вечер проходит в воспоминаниях о полетах.
Н.Глазкова.