Истребитель – это высота, скорость, маневр, огонь!

Истребитель – это высота, скорость, маневр, огонь!

Перед их напором и мужеством, героизмом и молниеносностью безропотно покоряется небо, а вражеские силы ощущают свою ничтожность. Их называют «рыцарями воздуха».

Они – летчики-истребители. Крепкая крылатая гвардия стала второй семьей для Виктора Васильевича Исакова.

Путь к небу он начал еще в школьные годы. В то время, что­бы выполнить норматив мастера спорта, необходимо было под­готовить десять перворазрядни­ков. Один из таких потенциаль­ных мастеров спорта пришел в класс Виктора Исакова и пригла­сил ребят поучиться прыжкам с парашютом. Так что к моменту окончания одиннадцатого клас­са, на счету Виктора уже было полтора десятка прыжков. В школах, как тогда водилось, уча­щиеся осваивали определенную специальность. Виктор Василье­вич получил корочку машиниста электровоза и сразу же после учебы пошел работать на одну из угольных шахт Караганды. На крупном предприятии тру­дились около 2 тыс. горняков. Работа кипела круглосуточно, в сутки добывалось 7 тыс. тонн угля. Однако мысль о небе не оставляла нашего героя. В 1968 году состоялась первая попытка поступления в авиационное учи­лище. Успехом она не увенчалась – подвело низкое давление, чего раньше не бывало. Однако на­стойчивый характер В.В.Исакова не позволил отступать, и в тот же год он был зачислен в Учебный авиационный центр, где готови­ли офицеров запаса. Ему могло не повезти и на этот раз, но по­мог знакомый лор-врач.

– Шахта – это не курорт. За два года шахтерской работы я успел подхватить хронический насморк. Врач сделала мне за­ключение «здоров», взяв с меня слово, что я основательно проле­чусь. Довольно часто моя судьба зависела от совершенно посто­ронних людей. Они неожиданно появлялись в моей жизни, помо­гали мне, и столь же внезапно исчезали, – своих благодетелей мой собеседник благодарит по сей день. – Зимой в аэроклубе изучали матчасть, а летом – на аэродром, жизнь в казармах, на­земная подготовка полетов на «Ил-29» – все как в училище. По­сле первого года обучения кур­сантам присваивалось звание сержанта. Второй учебный год я провел уже в Кинель-Черкассах. В конце обучения перед каждым стоял выбор: написать рапорт и продолжить службу в армии либо уйти в запас. В своем рапорте я указал «прошу направить меня на Дальний Восток. Мне нра­вятся амурские тигры и природа того края…» И меня направи­ли… в Киев. На Дальний Восток я все же доехал, но уже в другой должности и по другому поводу.

В отделе кадров восьмой от­дельной армии противовоздуш­ной обороны Виктор Васильевич получил назначение в Днепро­петровск. В то время одна эска­дрилья полка несла боевое де­журство, а две других готовили пополнение к полетам на «МиГ-17». Такая ситуация стала след­ствием реформы Н.С.Хрущева, когда по его инициативе с 1958 по 1960 годы авиацию раздроби­ли и сократили. Потом в срочном порядке необходимо было вос­станавливать воздушные силы. Новые кадры набирали из офи­церов запаса и обучали по сокра­щенной программе за два года.

Когда в свет вышел новый сверхзвуковой «МиГ-19», его предшественника «МиГ-17» от­правили на базу хранения. На новой модели наш летчик вы­полнил норматив летчика 1-го класса.

– Летчик первого класса – это универсальный специалист, который должен уметь летать в любых метеоусловиях, днем и ночью. Мало владеть техникой полета, важно уметь воевать в воздухе, а это уже настоящее ремесло, – любит подчеркивать наш герой. – Полет в небе за штурвалом нельзя ни с чем срав­нить. Вот, к примеру, что значит полет самолета в облаках? По сути, ты оказываешься в услови­ях, когда невозможно понять, в каком положении находишься, в арсенале у тебя только прибо­ры и профессиональное чутье. А ведь нередко бывают ситуации, создающие иллюзию. Горизонт может быть косым, а звезды от­ражаться в облаках. Зимой во время мороза идет сильное пре­ломление света, и кажется, что посадочная полоса лежит попе­рек, в тот момент, как приборы показывают, что она точно перед тобой.

Готовили боевых асов на базе 146 гвардейского истрибительно-авиационного полка на аэро­дроме Васильков под командо­ванием Эдуарда Михайловича Шиманского, старого опытного летчика, прошедшего Корейскую войну. Свое знакомство с личным составом он начал со слов: «Все, что вы делали до этого, было воз­духоплавание. Теперь мы начи­наем летать». Под началом этого выдающегося человека «воздуш­ные снайперы» научились ма­стерски пилотировать, совершая в воздухе совершенно невообра­зимые вещи. Строгая служебная дисциплина не мешала хоро­шим товарищеским отношени­ям, ведь в авиации без доверия друг другу никак нельзя и даже смертельно опасно. В.В.Исаков считался одним из лучших сре­ди летчиков-истребителей. Он нашел свое призвание в жизни, виртуозно владел самолетом и техникой ведения боя. За годы службы Виктор Васильевич сменил не одну должность. Гео­графия его службы обширна. В конце 70-х годов в качестве высококвалифицированного летчика, командира звена, он вернулся в Днепропетровск для переподготовки целого полка на «МиГ-25». В 1980 году Виктор Ва­сильевич уехал в Тверь, где три года учился в Военной команд­ной академии противовоздуш­ной обороны им.Маршала СССР Г.К.Жукова. В то время наш ге­рой свято верил, что за Днепром земли нет, и твердо был наме­рен вернуться на родное место службы. Однако Приказом ми­нистра обороны был направлен на север Тюменской области на аэродром Комсомольский. Здесь уже, будучи командиром эска­дрильи, В.Исаков не только учил молодых полетам на «МиГ-31», но и должен был сформировать целую базу. И только сегодня, узнавая из средств массовой ин­формации, какой ужас творится в Днепропетровске, боевой лет­чик благодарит судьбу. Ведь если бы он в свое время обосновался в тех краях, кто знает, как все мог­ло бы обернуться.

Довелось В.В.Исакову слу­жить в Перми и Свердловске, где он возглавлял отдел боевой подготовки, затем был назна­чен старшим инспектором-летчиком. В 1991 году в звании полковника авиации, специали­ста по боевой подготовке Виктор Васильевич ушел в отставку.

Все эти годы надежным ты­лом и верной боевой подругой для нашего героя была и остает­ся супруга Антонина Петровна. С любовью всей своей жизни бравый летчик-истребитель по­знакомился во время службы в Кинель-Черкассах. Девушка учи­лась в Омске и приехала на кани­кулы к родителям.

– Воспитанный, интеллигент­ный, душа сразу потянулась к нему, – рассказывает о своих пер­вых впечатлениях Антонина Пе­тровна. – Конечно, нам с детьми всегда его не хватало. Из 31 дня в месяце 24 он проводил на боевом дежурстве. Благо, когда поступил в академию, появилась возмож­ность проводить больше времени с семьей. За Виктором я, как за каменной стеной. Давление, бы­вает, скачет, так он от меня ни на шаг не отходит.

Первое время летчик в отстав­ке работал испытателем элек­тронных приборов и оборудо­вания на оптико-механическом заводе, где производили «на­чинку» для космических кораб-лей. Платы и другие приборы испытывали в искусственно соз­данных космических условиях. В Кинель-Черкассы семья Иса­ковых перебралась в 1991 году. Здесь Виктор Васильевич воз­главлял Завод шатунных болтов вплоть до последнего дня пред­приятия, когда акционеры по­просту развалили его. Незадолго до этого мудрому руководителю удалось отремонтировать один цех и перевести туда все самое ценное оборудование.

В доме Исаковых часто соби­раются друзья, сослуживцы гла­вы семейства. И как бы не про­тивились мысли, а душа боевых товарищей скучает по небу, и весь вечер проходит в воспоми­наниях о полетах.

Н.Глазкова.

 

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Перекидной мост...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail