В авиации нет слова «последний»

В авиации нет слова «последний»

Несколько лет назад на территории Кинель-Черкасского района базировался 793-й отдельный, транспортный, боевой, вертолетный полк. Его боевые и трудовые будни являются неотъемлемой частью истории нашего муниципального образования.

Вертолетный полк оставил неиз­гладимый след в сердцах тех, кто трудился в его расположении и выполнял воинский долг. Наш собеседник, офицер запаса, под­полковник Василий Николаевич Исаев, отслужив 21 год, уволился из части в должности заместите­ля командира полка.

Василий Николаевич, с точки зрения Вашего опыта, чем явля­ется авиация для Вооруженных сил России?

– Лично я считаю, что ар­мейская авиация – это такой специфический род войск, без которого российская армия не может обойтись. Она легко вы­полняет задачи по обеспечению всем необходимым в тех местах, куда невозможно ни пройти, ни проехать. Мне очень жаль, что сократилось число авиацион­ных училищ, которые выпуска­ли вертолетных летчиков. Из трех, Уфимское, Саратовское и Сызранское, осталось только последнее, самое древнее. Но и оно начало возрождаться лишь несколько лет назад. Как будто бы армейская авиация утратила свою значимость. Ее невозмож­но заменить. С задачами, кото­рые она выполняет, не справится ни один другой род войск.

Вы так ревностно говорите об этом. Наверное, авиация – Ваше призвание? Возможно, Вы мечта­ли об этом с детства?

– Ни то и ни другое. С детства я мечтал о том, чтобы просто пой­ти в армию. Военным летчиком решил стать в 8-9-м классах по примеру старшего брата моего школьного товарища. Он учил­ся в Сызранском авиационном училище и много рассказывал о том, что значит быть летчиком. В глухой деревне (я вырос в Перм­ской области, в тайге) не было представления о том, что такое авиация, тем более армейская. Я загорелся и твердо решил пойти учиться в Сызранское авиацион­ное училище.

Полет на вертолете – это не­что большее, чем в самолете. Летчик, пилотируемый самолет, поднявшись на большую высо­ту, только выполняет указания с земли. Он лишен возможно­сти видеть то, что внизу. Пилот вертолета сам ориентируется и выполняет свою задачу. Кроме того, полет не лишен романтики. Летчик, словно птица, видит всю земную красоту с высоты. Ощу­щения полета совсем другие.

Полк, который базировался в Кинель-Черкассах, стал послед­ним местом Вашей службы?

– В авиации нет слова «по­следний». Этот полк был моим крайним местом службы.

В 1992 году полк перебази­ровался на данное место дис­локации из грузинского города Телави. Когда СССР распался, правительством было принято решение о выводе войск с терри­тории ближнего зарубежья. Со­гласно этому приказу, мы распо­ложились в Кинель-Черкассах на аэродроме бывшего ДОСААФа.

Где Вы служили после училища?

– После училища сразу попал в Германию на 5 лет. Но через 3 года, в связи с тем, что начались боевые действия в Афганистане, был направлен в Кабул. В общем-то, послужной список у меня небольшой. После Афганистана служил в Закавказье: в Южной Осетии, Азербайджане и Грузии.

Самый опасный период служ­бы связан с Афганистаном...

– Пока там находишься, не осознаешь, что рядом идет вой-на. Если об этом думать, мож­но сойти с ума. В то время мне было 26 лет. Дома меня ждали жена и две дочери. Было ради чего жить.

Сейчас вспоминаю Афгани­стан добрыми словами, потому что он стал для меня хорошей практической школой. На мой взгляд, в армии от летчиков тре­буют много лишнего, вместо того чтобы ориентировать их на выполнение своих задач. В Аф­ганистане все было четко: одно звено прикрывает колонны, другое – обеспечивает продо­вольствием... Я летал на боевом вертолете, поэтому выполнял только боевые задачи, уничто­жал выявленные наземные точ­ки душманов, за что награжден орденом Красной Звезды. Чет­кость выполнения задач упроща­ла службу. Этот опыт пригодился мне позже, когда обучал молодых летчиков в Кинель-Черкассах.

Хочется спросить, было ли Вам страшно, или летчикам не­ведом страх?

– Страх присущ любому нор­мальному человеку. Страшно было сначала оттого, что много­го еще не знаешь и нет конкрет­ного опыта, и когда, отвоевав полтора года, завтра собира­ешься домой, а сегодня погиба­ет экипаж. Такие случаи были. Не дай Бог остаться на чужой земле. Вот это страшно. Во вре­мя службы страха нет, делаешь свое дело и знаешь, что через полтора года домой.

Чем стало для Вас «крайнее» место службы?

– Я патриот своей малой ро­дины, живу в Пермской области, где жили мои родители, но всегда вспоминаю крайнее место служ­бы. Кинель-Черкассы занимают определенную часть в моем серд­це. Здесь родился наш третий ре­бенок, сын. В этом краю осели мои дети (в Кинель-Черкассах живет старшая дочь, средняя – в Самаре, сын – в Отрадном), ро­дились внуки, пятый – совсем недавно, 1 августа. Здесь живут мои друзья-однополчане. У нас сложилось такое братство между теми, кто здесь заканчивал служ­бу и имеет возможность сюда приехать. Существует традиция встречаться 23 февраля и в День ВВС, вспоминать годы совмест­ной службы.

Василий Николаевич, пройдя непростой жизненный путь, свя­занный с боевой службой, что бы Вы пожелали молодым людям, которым только еще предстоит ис­полнить свой долг перед Родиной?

– Идти служить. Особенно я ратую за летные училища, пото­му что без армейской авиации не обойтись. Для молодых лю­дей это не только особая подго­товка, но и честь стать военным летчиком. Об этом я говорю и в школах на уроках мужества. Это очень интересная профессия. К сожалению, у меня преемников нет, сын не подошел по здоро­вью. Возможно, внук оправдает надежды.

Беседу вела О.Горбунова.

 

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail