Любовь к земле на всю жизнь
- Опубликовано 29.07.2017 01:00
Любовь к земле крепко и на долгие годы связала Владимира Михайловича Горлова из села Лозовка с профессией механизатора. Живое золото земли-матушки тяжелым трудом давалось хлеборобу. Сотни тысяч гектаров земли вспахано и обработано заботливыми руками сельского труженика, объемы собранного урожая и вовсе не поддаются счету. От рассвета и до глубокой ночи, глотая пыль, задыхаясь от раскаленного мотора и изнурительного зноя, он честно выполнял свою работу и носил звание передо¬вика сельскохозяйственного производства района.
Вот уже 16 лет Владимир Михайлович находится на заслуженном отдыхе, но руки до сих пор помнят старенький «МТЗ-2», на котором он начинал свой трудовой путь, и советские комбайны «СК-4», «Нива» и «Дон».
Поколение нашего героя не боялось работать на земле, напротив, молодежь считала это почетной миссией. С малолетства образ сельского труженика, хлебороба служил Владимиру Горлову примером для подражания. Юным школьником он бегал в колхоз и брался за любое дело. Выпускник сельской семилетки намеревался ехать в областную столицу учиться на шофера. Направление от колхоза уже было готово, когда вмешалась мать, не желавшая отпускать от себя ребенка. Не могла она мириться и с его намерением поступать в Борскую школу механизаторов, но на этот раз сын пошел наперекор матери. Спустя год обучения Владимир Михайлович приехал в Лозовку молодым специалистом – механизатором широкого профиля. Первые два года наш герой работал на «МТЗ-2», вскоре пересел на «ДТ-54».
– В те годы активно строился город Отрадный, куда устремились многие лозовцы в поисках новой работы и комфортной жизни. И меня потянуло в город. В 1961 году я оставил село, пробовал работать землекопом на «СУ-2», рабочим в бурении, но все было не то. Бывая подолгу в поле на буровой, я задавался вопросом: «Зачем уехал из села?» Новая жизнь оказалась не по мне, как ни крути, а к земле тянуло, – положа руку на сердце признается собеседник. – В Лозовку вернулся уже с семьей. Тогда колхоз возглавлял Виктор Иванович Гаршин – человек мудрый, справедливый и любящий во всем порядок. Именно под его началом в селе строилась школа, озеленялись улицы. Колхоз только получил новенькие «СК-4» и Виктор Иванович перевел меня в комбайнеры. В хозяйстве насчитывалось свыше 5 тысяч гектаров пашни. Земля засеивалась пшеницей, ячменем, просом, овсом, горохом. Честно сказать, завидую сегодняшним механизаторам, они работают на автоматизированной технике, ни жары тебе, ни пыли.
В былые времена сельскохозяйственных тружеников щедро поощряли. Казалось, В.М.Горлову в его деле не было равных, он ежегодно выдавал высокие показатели жатвы, награждался Почетными грамотами и дипломами района и области. В советские годы, чтобы купить «ИЖ», нужно было дождаться своей очереди. Владимир Михайлович вспоминает, как ему, передовику производства, предоставили возможность приобрести этот мотоцикл без очереди. А потом в семье появился «Запорожец», который опять же при содействии колхоза удалось приобрести минуя многочисленный список претендентов на этот автомобиль за 3 тысячи рублей. За трудовые заслуги в 1983 году моего собеседника отправили в Москву на ВДНХ посмотреть на достижения агропромышленного комплекса всех советских республик. В одном из павильонов он впервые увидел хлопкоуборочную технику. В 1985 году лучший механизатор вновь был отмечен руководством – награжден бесплатной путевкой в Болгарию.
– Жена заявила: «Одного не пущу!» – смеясь, вспоминает наш герой. – Купили ей путевку и поехали вместе. Было, прежде всего, любопытно посмотреть, как болгары развивают сельское хозяйство. На полях увидел до боли знакомые советские комбайны, собиравшие до 80 центнеров пшеницы с гектара. Отношение к русским было приветливое. Помню, как в одном ресторане нас угостил болгарский футболист. По его словам, он часто бывал в нашей стране и всегда получал теплый прием, и в знак благодарности хотел отплатить той же монетой. Все вокруг говорило о дружественном настроении к нашей стране. Даже когда скончался генсек ЦК КПСС К.У.Черненко, движение на улицах болгарских городов остановилось, люди чтили память первого лица нашего государства.
Отработав почти полвека в сельском хозяйстве, В.М.Горлов и сегодня неравнодушен к судьбе родной отрасли. Он мечтает о том, как здорово было бы возродить животноводство в селе, ведь в лучшие времена в лозовском колхозе «За Мир» насчитывалось 580 дойных коров и около 3 тысяч овец. Владимир Михайлович не оставляет надежды на то, что с наращиванием потенциала агропрома, возродится и жизнь на селе.
Н.Глазкова.