Военный Куйбышев в судьбах известных людей

Военный  Куйбышев  в  судьбах известных  людейНа прошлой неделе мне посчастливилось побывать на встрече с интересным человеком, тележурналистом, писателем, кинодраматургом из Самары Виталием Аркадьевичем Добрусиным. 18 мая он посетил Кинель-Черкассы и выступил в районном Доме культуры. Это увлекательнейший рассказчик и счастливый человек, которому довелось лично быть знакомым с выдающимися людьми нашей страны.

На встрече со школьниками Виталий Аркадьевич поведал несколько историй о Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны и о том, как судьбы известных людей переплелись в те грозные годы с городом на Волге. Ему прекрасно известно истинное предназначение журналиста – находить уникальные факты и уникальных людей. Сам себя он именует журналистом-открывателем. В.А.Добрусин лично встречался с людьми, которые могли рассказать о мало известных фактах.

Большой театр в запасной столице

– Когда Куйбышев получил статус временной столицы страны, сюда были эвакуированы значимые организации, персоны и, что важно, культурная элита – лучшие артисты, музыканты, писатели, журналисты. У руководства страны было удивительное отношение к деятелям культуры, оно хорошо понимало, насколько они значимы, поэтому старалось их сохранить. По приказу Сталина в Куйбышев эвакуировали Большой театр. К слову, в июне 1941 года население Куйбышева составляли 400 тысяч человек, но уже к октябрю эта цифра увеличилась до 600 тысяч, а позже составила 800 тысяч. Притом не было построено ни одного нового здания. Шло уплотнение, эвакуированных подселяли в квартиры к местным жителям.

Я очень хотел найти кого-то из Большого театра, кто в годы войны жил в Куйбышеве, узнать из первых уст, как это было. Но шансы встретить кого-либо из артистов были ничтожно малы. В начале 2000-х годов прочитал в одной газете интервью Владимира Владимировича Кудряшова, он упомянул, что в военные годы был в эвакуации в Куйбышеве артистом балета Большого театра. Я поймал себя на мысли – может быть это последний артист запасной столицы. Я должен его найти! Сделал запрос в газету, но мне ответили, что координаты героев публикаций они не дают. Написал запрос в Музей Большого театра – мне прислали контакты, но это был не тот человек. Я оказался в тупике. А возраст у Кудряшова уже был солидный. Спустя несколько лет на меня вышел московский журналист и дал мобильный номер Владимира Владимировича. Мне хотелось надеяться, что я не опоздал и что мой герой жив.

14 октября 2020 года я позвонил, волновался очень. Трубку взяла женщина. Объясняю, кто я и зачем звоню. И вдруг эта женщина говорит: «Володя, это тебя». Моей радости не было предела! Несмотря на 97-летний возраст, чувство юмора у Кудряшова исключительное, дикция потрясающая, память великолепная. Уже через день вместе с оператором я приехал к нему. Он рассказал удивительные вещи. Я написал об этом книгу и снял фильм.

В этом году, в июне, ему исполнится 100 лет. А тогда, в 1941 году, ему было 18. Он окончил балетную школу, был лучшим, его приняли в Большой театр, но началась война и весь коллектив эвакуировали в Куйбышев, а это 600 (!!!) человек вместе с членами семей. С Казанского вокзала из Москвы они добирались до запасной столицы 10 суток – часто останавливались, пропускали поезда с солдатами, укрывались от бомбёжек, им повезло – они доехали живыми и невредимыми. Владимир Кудряшов ехал в одном купе с Дмитрием Шостаковичем, известный композитор даже в дороге не прекращал работать над своим самым гениальным произведением. Именно в Куйбышеве он закончил Седьмую симфонию, и первое исполнение состоялось 5 марта 1942 года. А вот поезд с декорациями, который выехал следом, полностью разбомбили, погибли рабочие сцены. Первое время артисты выходили на подмостки Самарского оперного театра без декораций и костюмов.

Известный советский кинорежиссёр Эльдар Александрович Рязанов, уроженец Куйбышева, о котором я тоже когда-то снял фильм, рассказывал, как они с мамой, преданной театралкой, вставали в 5 утра и занимали очередь за билетами на постановки Большого театра. Желающих было очень много, конечно, в первую очередь билеты расходились по статусным людям.

Артистов разместили в школах. Кабинеты разделили верёвками на квадраты, повесили на них простыни, а на пол бросали топчан. Так жили по 25-30 человек в комнате на протяжении двух лет, и никто не возмущался, не ворчал, потому что шла война, потому что главным было победить. Кудряшов рассказывал, каким сложным был путь к месту проживания после спектакля зимними вечерами. Зима с 1941 по 1942 годы выдалась на редкость холодной, температура не поднималась выше –40°С градусов, а рекорд –49,1°С. В хорошую погоду до места можно было добраться за 30-40 минут. Но тогда они шли около 2 часов, держась друг за друга, в метель и в полной темноте, поскольку запрещалось в тёмное время суток даже в квартирах зажигать свет – делалось это из соображений безопасности, чтобы города не бомбили. А утром – на репетицию.

«Я хочу вернуться на фронт!»

Днём артисты выступали в госпиталях. Владимиру Кудряшову, тогда ещё молодому артисту Большого, запомнилось, как неимоверно тяжело было выступать перед ранеными. Артисты танцевали перед слепыми зрителями. Но ещё более болезненными были выступления в эвакогос­питале на Молодогвардейской, 196, где размещались солдаты с ампутированными конечностями. После их танца раненые не могли даже аплодировать, потому что рук не было… Однажды к Кудряшову и его товарищу подошёл боец на костылях, с протезами, без обеих ступней. Он обратился с необычной просьбой – научить его танцевать. Сначала они решили, что он помутился рассудком. А протезы деревянные, тяжёлые, неудобные. Но у этого раненого были такие невероятные глаза… Он был лётчиком, в марте 1942 года его сбили над Новгородом, самолёт упал, а он остался жив и 18 суток полз к своим. Лётчик обморозил ноги, чтобы сохранить ему жизнь, медикам пришлось ампутировать конечности, причём первая операция в полевом госпитале оказалась неудачной. Герой перенёс несколько операций, но всё твердил: «Я хочу вернуться на фронт!» На него смотрели, как на сумасшедшего, в первом госпитале даже поселили в палату, где не было стёкол. Никто и не надеялся, что он выживет. А парень выжил. Врачи на его требование вернуться на фронт заявили, что для этого он должен в совершенстве овладеть протезами, а для этого ему нужно научиться танцевать. Лётчика звали Алексей Маресьев. Это легендарный человек, герой Советского Союза, прототип героя книги и фильма «Повесть о настоящем человеке». Артисты Большого театра всё-таки научили его танцевать, за 2 месяца он овладел протезами. Однако врачи на комиссии скептически отнеслись к его стремлению вернуться на фронт, и тогда он запрыгнул на стол! А вбежавшая медсестра на эмоциях воскликнула: «А вы знаете, как он танцует?! Все медсестры хотят с ним танцевать!» Комиссия подписала разрешение вернуться лётчику на фронт, он снова стал летать. Всего за время войны Алексей Маресеьв совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три до ранения и семь  после.

В 1988 году я был ведущим программы в прямом эфире «Студия-1». Одна из тем, которую я поднимал из выпуска в выпуск, – строительство госпиталя ветеранов на ул.XXII Партсъезда. Стройка шла ужасно, финансирования не было, работы замораживались. И тогда начальник госпиталя Олег Яковлев решился на крайнюю меру, был снят фильм по его сценарию и показан всей стране: в каких условиях вынуждены ютиться ветераны войны в старом здании госпиталя, где постоянные перебои с тепло- и водоснабжением. Руководитель области был в ярос­ти и приказал уволить. Но так получилось, что фильм увидел Алексей Петрович Маресьев, а он тогда был председателем Советского комитета ветеранов войны. Он не позволил уволить Яковлева и помог восстановить финансирование строительства, обеспечил поставку уникального оборудования.

Мне посчастливилось встречаться с этим легендарным лётчиком, я снимал о нём фильм.

20 мая 2001 Алексею Маресь­еву должно было исполниться 85 лет. Празднование решили провести в театре Российской Армии, но только в этот день помещение было занято. Празднование перенесли на два дня раньше, на 18 мая. А все мы знаем, что праздновать день рождения раньше срока – плохая примета. Зал был полон, все пришли с букетами. В то время Алексей Петрович собирался у себя дома, ему неожиданно стало плохо, схватился за сердце… Спустя несколько минут в переполненный зал театра вышли ведущие и сообщили о том, что лётчика-героя не стало. По залу прокатился жуткий стон… люди один за другим потянулись на сцену, где стоял декорационный самолет, и возлагали на его крыло цветы…

Покалеченная судьба актрисы

До войны в Куйбышеве был снят только один фильм – «Тимур и его команда». А во время войны здесь проходили съёмки фильма «Небо Москвы». Режиссёр Юлий Райзман пригласил на главную женскую роль Валентину Караваеву – удивительно красивую и талантливую актрису. Ранее они уже работали вместе в фильме «Машенька» и удостоились за него Сталинской премии. Солдаты хранили у груди под гимнастёркой фотографию молодой актрисы, словно икону.

Караваева приехала в Куйбышев, ей был 21 год. Водитель встретил её на вокзале, погрузил багаж на заднее сиденье, она села на переднее пассажирское. В пути автомобиль на скорости влетел в трамвай и все стёкла полетели в машину. Водитель погиб на месте, а актрису доставили в госпиталь. Её лицо было всё окровавлено. Когда девушка пришла в себя, первое, что спросила – сможет ли она дальше сниматься в кино, на это врачи потупили взгляды. Лицо было изрезано на мелкие куски, а её очаровательная улыбка навсегда омертвела. В театре играть ещё можно, есть возможность наложить грим, поиграть со светом, но кино построено на крупных планах. Она больше никогда не снималась в кинофильмах, а слово «Куйбышев» каждый раз пронзало в самое сердце до дикой боли. Этот город трагически изменил её жизнь. Потом она всю жизнь не здоровалась с Ниной Мазаевой, которая в результате снялась вместо неё, хотя девушка даже не знала о случившемся. Подробности о том, как проходили съёмки фильма, я узнал от Нины Яковлевны, а нашёл её в Санкт-Петербурге в Доме ветеранов сцены. Она рассказала, как в первую ночь в гостиничном номере проснулась и увидела огромную крысу, сидящую на столе и с укором смотрящую на неё. Девушка догадалась, что она не оставила после себя никаких крошек, а грызун явно привык к тому, что его подкармливали. С тех пор Нина Мазаева подружилась с крысой и оставляла крошки. За несколько дней до моего приезда в Питер у актрисы отнялись ноги. Мне захотелось ей помочь, поставить её на ноги, ведь я дружу с Геннадием Петровичем Котельниковым, который в то время был ректором Самарского мединститута. Она сначала отказывалась, но в конце концов согласилась. Её лечили в клинической больнице, и через три недели она вышла оттуда на своих ногах. Она ушла из жизни на 104 году, в 2022-м, но до последнего дня ходила на своих ногах.

Н.Глазкова

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail