Военный Куйбышев в судьбах известных людей
- Опубликовано 26.05.2023 09:20
На прошлой неделе мне посчастливилось побывать на встрече с интересным человеком, тележурналистом, писателем, кинодраматургом из Самары Виталием Аркадьевичем Добрусиным. 18 мая он посетил Кинель-Черкассы и выступил в районном Доме культуры. Это увлекательнейший рассказчик и счастливый человек, которому довелось лично быть знакомым с выдающимися людьми нашей страны.
На встрече со школьниками Виталий Аркадьевич поведал несколько историй о Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны и о том, как судьбы известных людей переплелись в те грозные годы с городом на Волге. Ему прекрасно известно истинное предназначение журналиста – находить уникальные факты и уникальных людей. Сам себя он именует журналистом-открывателем. В.А.Добрусин лично встречался с людьми, которые могли рассказать о мало известных фактах.
Большой театр в запасной столице
– Когда Куйбышев получил статус временной столицы страны, сюда были эвакуированы значимые организации, персоны и, что важно, культурная элита – лучшие артисты, музыканты, писатели, журналисты. У руководства страны было удивительное отношение к деятелям культуры, оно хорошо понимало, насколько они значимы, поэтому старалось их сохранить. По приказу Сталина в Куйбышев эвакуировали Большой театр. К слову, в июне 1941 года население Куйбышева составляли 400 тысяч человек, но уже к октябрю эта цифра увеличилась до 600 тысяч, а позже составила 800 тысяч. Притом не было построено ни одного нового здания. Шло уплотнение, эвакуированных подселяли в квартиры к местным жителям.
Я очень хотел найти кого-то из Большого театра, кто в годы войны жил в Куйбышеве, узнать из первых уст, как это было. Но шансы встретить кого-либо из артистов были ничтожно малы. В начале 2000-х годов прочитал в одной газете интервью Владимира Владимировича Кудряшова, он упомянул, что в военные годы был в эвакуации в Куйбышеве артистом балета Большого театра. Я поймал себя на мысли – может быть это последний артист запасной столицы. Я должен его найти! Сделал запрос в газету, но мне ответили, что координаты героев публикаций они не дают. Написал запрос в Музей Большого театра – мне прислали контакты, но это был не тот человек. Я оказался в тупике. А возраст у Кудряшова уже был солидный. Спустя несколько лет на меня вышел московский журналист и дал мобильный номер Владимира Владимировича. Мне хотелось надеяться, что я не опоздал и что мой герой жив.
14 октября 2020 года я позвонил, волновался очень. Трубку взяла женщина. Объясняю, кто я и зачем звоню. И вдруг эта женщина говорит: «Володя, это тебя». Моей радости не было предела! Несмотря на 97-летний возраст, чувство юмора у Кудряшова исключительное, дикция потрясающая, память великолепная. Уже через день вместе с оператором я приехал к нему. Он рассказал удивительные вещи. Я написал об этом книгу и снял фильм.
В этом году, в июне, ему исполнится 100 лет. А тогда, в 1941 году, ему было 18. Он окончил балетную школу, был лучшим, его приняли в Большой театр, но началась война и весь коллектив эвакуировали в Куйбышев, а это 600 (!!!) человек вместе с членами семей. С Казанского вокзала из Москвы они добирались до запасной столицы 10 суток – часто останавливались, пропускали поезда с солдатами, укрывались от бомбёжек, им повезло – они доехали живыми и невредимыми. Владимир Кудряшов ехал в одном купе с Дмитрием Шостаковичем, известный композитор даже в дороге не прекращал работать над своим самым гениальным произведением. Именно в Куйбышеве он закончил Седьмую симфонию, и первое исполнение состоялось 5 марта 1942 года. А вот поезд с декорациями, который выехал следом, полностью разбомбили, погибли рабочие сцены. Первое время артисты выходили на подмостки Самарского оперного театра без декораций и костюмов.
Известный советский кинорежиссёр Эльдар Александрович Рязанов, уроженец Куйбышева, о котором я тоже когда-то снял фильм, рассказывал, как они с мамой, преданной театралкой, вставали в 5 утра и занимали очередь за билетами на постановки Большого театра. Желающих было очень много, конечно, в первую очередь билеты расходились по статусным людям.
Артистов разместили в школах. Кабинеты разделили верёвками на квадраты, повесили на них простыни, а на пол бросали топчан. Так жили по 25-30 человек в комнате на протяжении двух лет, и никто не возмущался, не ворчал, потому что шла война, потому что главным было победить. Кудряшов рассказывал, каким сложным был путь к месту проживания после спектакля зимними вечерами. Зима с 1941 по 1942 годы выдалась на редкость холодной, температура не поднималась выше –40°С градусов, а рекорд –49,1°С. В хорошую погоду до места можно было добраться за 30-40 минут. Но тогда они шли около 2 часов, держась друг за друга, в метель и в полной темноте, поскольку запрещалось в тёмное время суток даже в квартирах зажигать свет – делалось это из соображений безопасности, чтобы города не бомбили. А утром – на репетицию.
«Я хочу вернуться на фронт!»
Днём артисты выступали в госпиталях. Владимиру Кудряшову, тогда ещё молодому артисту Большого, запомнилось, как неимоверно тяжело было выступать перед ранеными. Артисты танцевали перед слепыми зрителями. Но ещё более болезненными были выступления в эвакогоспитале на Молодогвардейской, 196, где размещались солдаты с ампутированными конечностями. После их танца раненые не могли даже аплодировать, потому что рук не было… Однажды к Кудряшову и его товарищу подошёл боец на костылях, с протезами, без обеих ступней. Он обратился с необычной просьбой – научить его танцевать. Сначала они решили, что он помутился рассудком. А протезы деревянные, тяжёлые, неудобные. Но у этого раненого были такие невероятные глаза… Он был лётчиком, в марте 1942 года его сбили над Новгородом, самолёт упал, а он остался жив и 18 суток полз к своим. Лётчик обморозил ноги, чтобы сохранить ему жизнь, медикам пришлось ампутировать конечности, причём первая операция в полевом госпитале оказалась неудачной. Герой перенёс несколько операций, но всё твердил: «Я хочу вернуться на фронт!» На него смотрели, как на сумасшедшего, в первом госпитале даже поселили в палату, где не было стёкол. Никто и не надеялся, что он выживет. А парень выжил. Врачи на его требование вернуться на фронт заявили, что для этого он должен в совершенстве овладеть протезами, а для этого ему нужно научиться танцевать. Лётчика звали Алексей Маресьев. Это легендарный человек, герой Советского Союза, прототип героя книги и фильма «Повесть о настоящем человеке». Артисты Большого театра всё-таки научили его танцевать, за 2 месяца он овладел протезами. Однако врачи на комиссии скептически отнеслись к его стремлению вернуться на фронт, и тогда он запрыгнул на стол! А вбежавшая медсестра на эмоциях воскликнула: «А вы знаете, как он танцует?! Все медсестры хотят с ним танцевать!» Комиссия подписала разрешение вернуться лётчику на фронт, он снова стал летать. Всего за время войны Алексей Маресеьв совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три до ранения и семь после.
В 1988 году я был ведущим программы в прямом эфире «Студия-1». Одна из тем, которую я поднимал из выпуска в выпуск, – строительство госпиталя ветеранов на ул.XXII Партсъезда. Стройка шла ужасно, финансирования не было, работы замораживались. И тогда начальник госпиталя Олег Яковлев решился на крайнюю меру, был снят фильм по его сценарию и показан всей стране: в каких условиях вынуждены ютиться ветераны войны в старом здании госпиталя, где постоянные перебои с тепло- и водоснабжением. Руководитель области был в ярости и приказал уволить. Но так получилось, что фильм увидел Алексей Петрович Маресьев, а он тогда был председателем Советского комитета ветеранов войны. Он не позволил уволить Яковлева и помог восстановить финансирование строительства, обеспечил поставку уникального оборудования.
Мне посчастливилось встречаться с этим легендарным лётчиком, я снимал о нём фильм.
20 мая 2001 Алексею Маресьеву должно было исполниться 85 лет. Празднование решили провести в театре Российской Армии, но только в этот день помещение было занято. Празднование перенесли на два дня раньше, на 18 мая. А все мы знаем, что праздновать день рождения раньше срока – плохая примета. Зал был полон, все пришли с букетами. В то время Алексей Петрович собирался у себя дома, ему неожиданно стало плохо, схватился за сердце… Спустя несколько минут в переполненный зал театра вышли ведущие и сообщили о том, что лётчика-героя не стало. По залу прокатился жуткий стон… люди один за другим потянулись на сцену, где стоял декорационный самолет, и возлагали на его крыло цветы…
Покалеченная судьба актрисы
До войны в Куйбышеве был снят только один фильм – «Тимур и его команда». А во время войны здесь проходили съёмки фильма «Небо Москвы». Режиссёр Юлий Райзман пригласил на главную женскую роль Валентину Караваеву – удивительно красивую и талантливую актрису. Ранее они уже работали вместе в фильме «Машенька» и удостоились за него Сталинской премии. Солдаты хранили у груди под гимнастёркой фотографию молодой актрисы, словно икону.
Караваева приехала в Куйбышев, ей был 21 год. Водитель встретил её на вокзале, погрузил багаж на заднее сиденье, она села на переднее пассажирское. В пути автомобиль на скорости влетел в трамвай и все стёкла полетели в машину. Водитель погиб на месте, а актрису доставили в госпиталь. Её лицо было всё окровавлено. Когда девушка пришла в себя, первое, что спросила – сможет ли она дальше сниматься в кино, на это врачи потупили взгляды. Лицо было изрезано на мелкие куски, а её очаровательная улыбка навсегда омертвела. В театре играть ещё можно, есть возможность наложить грим, поиграть со светом, но кино построено на крупных планах. Она больше никогда не снималась в кинофильмах, а слово «Куйбышев» каждый раз пронзало в самое сердце до дикой боли. Этот город трагически изменил её жизнь. Потом она всю жизнь не здоровалась с Ниной Мазаевой, которая в результате снялась вместо неё, хотя девушка даже не знала о случившемся. Подробности о том, как проходили съёмки фильма, я узнал от Нины Яковлевны, а нашёл её в Санкт-Петербурге в Доме ветеранов сцены. Она рассказала, как в первую ночь в гостиничном номере проснулась и увидела огромную крысу, сидящую на столе и с укором смотрящую на неё. Девушка догадалась, что она не оставила после себя никаких крошек, а грызун явно привык к тому, что его подкармливали. С тех пор Нина Мазаева подружилась с крысой и оставляла крошки. За несколько дней до моего приезда в Питер у актрисы отнялись ноги. Мне захотелось ей помочь, поставить её на ноги, ведь я дружу с Геннадием Петровичем Котельниковым, который в то время был ректором Самарского мединститута. Она сначала отказывалась, но в конце концов согласилась. Её лечили в клинической больнице, и через три недели она вышла оттуда на своих ногах. Она ушла из жизни на 104 году, в 2022-м, но до последнего дня ходила на своих ногах.
Н.Глазкова