Гибнет хор

Гибнет  хорВ районном Доме культуры 15 ноября состоялся показ современной пьесы «Гибнет хор» в исполнении актёров Самарского молодёжного театра «Мастерская». Спектакль с подзаголовком «Неоптимистическая трагедия: от I до III мировой…» –первая часть трилогии, посвящённой 75-й годовщине Победы. Зрителями постановки стали школьники и студенты, которые приобрели билеты благодаря Всероссийской культурной программе «Пушкинская карта».

Санитарный поезд где-то между Российской империей и Австро-Венгрией. Первая мировая, 1917 год. Военный врач Михаил сходит с ума от пережитых событий. Вместе с главным героем в неизвестность мчатся молодые люди в лёгких белых одеждах. Кто они и почему доктор так часто говорит с ними? Это зритель поймет далеко не сразу. Сам Михаил по ходу пьесы рассказывает, что по образованию он офтальмолог, но здесь, на войне, оперирует солдат. Он вынужден делать это без наркоза, в полевых условиях. Раненые кричат, просят пощады, мучаются. Суровая реальность такова, что выживают далеко не все, зачастую гибнут прямо на операционном столе. Все эти страшные картины оседают у доктора в голове. Память преследует его, мысли хаотично скачут, не дают спать. Врача часто одолевает безумство, почти всегда на его столе бутылка со спиртом, только так на время можно затуманить разум. Михаил уже не просит о прощении и не молится. Он опустошён. Война отняла у него всё: и веру, и надежду, и право на нормальное существование. Единственное светлое, что пока остаётся – письмо от жены. А ещё воспоминания о спокойной жизни с тёплой ванной, рабочим кабинетом, книгами и письменным столом с маленьким солнечным пятнышком из окна. Ближе к концу пьесы на сцене появляется ещё один герой – медсестра Софи. Ей офтальмолог рассказывает отвратительные истории, которые, по его мнению, должны напугать молодую девушку, отправившуюся на поезде с ранеными в самое жуткое в своей жизни путешествие. Даже несмотря на приобретённый цинизм, мужчина беспокоится о судьбе коллеги и просит выйти Софи на первой же станции. Но попытки безрезультатны.

Позже становится ясно, что голоса, с которыми так часто ведёт беседу Михаил – души погибших на войне. Парни и девушки, молодые и беспечные, уже никогда не вернутся домой. Их смерть доктор видел воочию, а к чьей-то приложил собственную руку. Забыть это уже невозможно, история каждого ушедшего навсегда останется с доктором, погружая его в безвозвратную тьму сумасшествия.

Пьеса была написана в год столетия Первой мировой войны современным драматургом Асей Волошиной. «В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор» – эта фраза из нобелевской речи Иосифа Бродского, отсюда и название постановки. В спектакле звучат подлинные монологи солдат из изданного в 1917 году сборника «Народ на войне» Софьи Федорченко. Артисты «Мастерской» примеряют на себя события столетней давности, когда страшное время с ног на голову перевернуло общечеловеческие ценности. Это было давно, но актуально всегда. Минимум костюмов и специальных декораций, много пластики, хореографии, переживаний героев. Действия происходят будто на грани сна и реальности.

– В нашем театре спектакль был поставлен почти три года назад санкт-петербургским режиссёром Ольгой Парфеновой, – рассказывает о пьесе художественный руководитель театра Ирина Сидоренко. – Сама пьеса более реалистична, мы же постарались сделать её мягче. Получилась чуткая и тонкая постановка с определённой трагической и тяжёлой атмосферой. Мы показываем, что страдают не только солдаты, страдают все. Война губительна для каждого, возможно не физически, но духовно. Она проверяет людей на прочность. Главный вопрос для зрителя – можно ли остаться человеком в жутких обстоятельствах, где та граница безумия, за которой он способен на страшные вещи. Хочется, чтобы люди посмотрели и задумались, почему мы доводим свою жизнь до такого? Ведь зачастую в тяжёлых ситуациях многие теряются, впадают в панику, а страх превращает человека в животное.

Надежда на хороший финал рушится. Поезд бомбят. К Михаилу приносят раненого пассажира. Доктор обещал себе больше не оперировать, он растерян, напуган, мечется по вагону. Молодая медсестра Софи отважно приводит главного героя в чувство, умоляет помочь. Вместе медработники пытаются спасти раненого, но тот умирает. Возможно, в этот момент внутри доктора гаснет последний проблеск надежды, которая не заж­жётся уже никогда.

Ещё один взрыв, на этот раз осколки попадают в лицо Михаилу. Офтальмолог слепнет. С повязкой на глазах, чуть оправившись от травмы, он просит Софи дочитать письмо жены. Пока девушка пытается разобрать последние строчки, врач стреляет себе в голову. Не выдержал, сдался. Теперь и он там, на противоположной стороне, откуда так часто слышал голоса. Ещё одна и далеко не последняя сломанная войной жизнь. Декорации в конце спектакля превращаются в надгробные кресты. Потому что «в настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор». А самые главные вопросы – почему история развития человечества – это история войн и почему люди, которые не хотят войны, не могут остановить тех, кто их развязывает, – остаются без ответа.

А.Бугакова

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Размышление, С....
Image Detail