«...вечно движется, вечно растёт»

«...вечно  движется,  вечно  растёт»

День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая. Праздник приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Праздник, глубокий смысл которого зиждется на духовности, стремлении к истинным знаниям, сохранении богатства русского языка, истории и культуры нашей страны. Об этом мы беседуем с учителем русского языка и литературы кинель-черкасской школы №1 Н.А.Сагайдак.

Наталья Александровна, День славянской письменности и культуры – один из профессиональных праздников для филологов. Что он значит для Вас?

– Для всех, кто причастен к работе со словом, 24 мая непреходящий день – он имеет особое значение. Это праздник просвещения, письменности, книжности, родного слова, праздник высокой культуры. Для меня День славянской письменности – это возможность остановиться в житейской суете и задуматься о значении и величии духовного подвига первоучителей славянства святых Кирилла и Мефодия, это своего рода возвращение к истокам книжности, чувство сопричастности к таланту и мудрости, заключенным в книгах, гордость за слово, звучащее на родном языке.

 

Знают ли школьники о празднике славянской письменности и культуры? Как он проходит в школе или на Ваших уроках?

– Этот день мы отмечаем недавно, относя его к праздникам нового времени, поэтому о нем помнят немногие: студенты филологического факультета, учителя, преподаватели русского языка и литературы и школьники. Этот праздник совпадает с последним школьным звонком, который проходит 25 мая. Возможно, в этом есть какой-то символизм, ведь свои первые слова они написали, используя азбуку, которую создали братья Кирилл и Мефодий и которая изучается на уроках русского языка. В современном мире, на мой взгляд, как никогда важно помнить о языке, его истории, развивать уважительное отношение к слову как устному, так и письменному. Мы не только не должны забывать историю нашей письменности, но и рассказывать о ней детям, молодежи и даже взрослым. Такие мероприятия проводятся в районной библиотеке, и мы с удовольствием их посещаем.

 

Есть такое выражение «Книги – это окна, через которые душа смотрит в мир». Какие произведения сейчас преобладают в школьной программе? Через какие «окна» смотрят в мир наши дети?

– В рамках школьной программы изучается русская классическая литература. Как мы в свое время читали Толстого, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Тургенева и других классиков, так и сейчас изучаются их произведения. Но хочу сказать, что многие дети читают и зарубежную литературу. У меня даже был такой случай: в прошлом году девочка из 6 класса принесла книгу неизвестного мне автора, современного английского писателя, поинтересовалась, читала ли я ее и предложила прочесть. Потом на перемене мы с ней подискутировали по поводу этой книги, сейчас уже не помню ни автора, ни названия, что-то из области фантастики. Эта книга пошла по классу и всем понравилась. Я, конечно, не могу сказать, что была от нее в восторге, но по крайней мере увидела, что дети читают.

В рамках программы мы используем примеры зарубежной литературы, почему бы и нет? Мы ведь должны знать не только свою классику, анализировать ее, чувствовать язык, стилистику, но и зарубежных авторов.

 

«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет». Ваша ученица написала эти слова на доске ...

– Это слова Корнея Ивановича Чуковского из его знаменитой книги «Живой как жизнь». Полина любит этого автора.

Каждая культура имеет свой уникальный язык. Язык является фундаментом для зарождения и развития культуры. Знать свою культуру, значит – знать язык. Язык меняется, не стоит на месте, зная историю своего языка, невозможно потерять вектор развития.

 

Но есть и другая сторона – молодежный сленг, который настойчиво просачивается в речь школьников, вытесняя литературные слова и выражения. Стоит ли с этим бороться?

– Бороться с этим бесполезно. Молодежный сленг – это социальный диалект, для которого характерны определенные возрастные рамки: 12-22 года. Это динамичное явление. На развитие молодежного сленга в настоящее время оказывает влияние компьютеризация. Это, скорее, словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы, но они важны для общения в подростковой среде. Почему он появляется? Это своего рода протест молодых людей против морали взрослого поколения. Они хотят о себе заявить: у нас есть свой язык, он живой, и он будет всегда. Считаю, что это вполне допустимо. Да, он, конечно, засоряет нашу речь, нарушает литературные нормы, но этого не избежать. Просто это нужно принять и понять, и психологи часто говорят, что для подростков характерна такая речь. Это вовсе не бич нашего времени.

 

Что для Вас значит русский язык и литература?

– Это все, чем я живу. Любовь с самого первого урока у моей любимой учительницы Надежды Николаевны Хоружевой. Хотелось быть такой же как она, красиво говорить, уметь ясно излагать свои мысли, много знать. Больше ни о чем не мечтала.

 

Среди Ваших учеников есть те, которые так же разделяют Вашу любовь к литературе и русскому языку?

– Да. Хочу рассказать об успехах выпускницы гуманитарного класса Полины Красуцкой. Она начала углубленно заниматься литературоведением (литература – это искусство, а литературоведение – это уже наука) с 7 класса. Мы с ней изучили курс диалектический, а потом перешли к практике. Читали, анализировали произведения, пытались найти идейно-тематическую основу, коммуникативный замысел каждого произведения. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже в 8 классе она заняла 1 место, а в 9-м стала победителем окружной олимпиады по литературе. В 10 классе участвовала в региональном конкурсе исследовательских работ «Взлет» и областной олимпиаде по литературе, которая проводилась на базе Самарского гуманитарного университета, где заняла 3-и места. В этом году в течение трех недель Полина училась в школе для одаренных детей «Вега» в Самаре, ей очень понравилось. Мы написали еще одну исследовательскую работу на тему «Беспризорность в русской литературе 20 века». В международном конкурсе исследовательских работ «Образование. Наука. Профессия» Полина заняла 3 место. В областной олимпиаде по литературе – 1-е, а по русскому языку (впервые попробовали) – 2-е. Сейчас ждем результатов областного конкурса исследовательских работ по литературе им.Грота, надеемся на призовое место.

 

Желаем Вам дальнейших успехов в Вашей интересной творческой работе!

О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail