«...вечно движется, вечно растёт»
- Опубликовано 25.05.2021 20:44
День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая. Праздник приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Праздник, глубокий смысл которого зиждется на духовности, стремлении к истинным знаниям, сохранении богатства русского языка, истории и культуры нашей страны. Об этом мы беседуем с учителем русского языка и литературы кинель-черкасской школы №1 Н.А.Сагайдак.
Наталья Александровна, День славянской письменности и культуры – один из профессиональных праздников для филологов. Что он значит для Вас?
– Для всех, кто причастен к работе со словом, 24 мая непреходящий день – он имеет особое значение. Это праздник просвещения, письменности, книжности, родного слова, праздник высокой культуры. Для меня День славянской письменности – это возможность остановиться в житейской суете и задуматься о значении и величии духовного подвига первоучителей славянства святых Кирилла и Мефодия, это своего рода возвращение к истокам книжности, чувство сопричастности к таланту и мудрости, заключенным в книгах, гордость за слово, звучащее на родном языке.
Знают ли школьники о празднике славянской письменности и культуры? Как он проходит в школе или на Ваших уроках?
– Этот день мы отмечаем недавно, относя его к праздникам нового времени, поэтому о нем помнят немногие: студенты филологического факультета, учителя, преподаватели русского языка и литературы и школьники. Этот праздник совпадает с последним школьным звонком, который проходит 25 мая. Возможно, в этом есть какой-то символизм, ведь свои первые слова они написали, используя азбуку, которую создали братья Кирилл и Мефодий и которая изучается на уроках русского языка. В современном мире, на мой взгляд, как никогда важно помнить о языке, его истории, развивать уважительное отношение к слову как устному, так и письменному. Мы не только не должны забывать историю нашей письменности, но и рассказывать о ней детям, молодежи и даже взрослым. Такие мероприятия проводятся в районной библиотеке, и мы с удовольствием их посещаем.
Есть такое выражение «Книги – это окна, через которые душа смотрит в мир». Какие произведения сейчас преобладают в школьной программе? Через какие «окна» смотрят в мир наши дети?
– В рамках школьной программы изучается русская классическая литература. Как мы в свое время читали Толстого, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Тургенева и других классиков, так и сейчас изучаются их произведения. Но хочу сказать, что многие дети читают и зарубежную литературу. У меня даже был такой случай: в прошлом году девочка из 6 класса принесла книгу неизвестного мне автора, современного английского писателя, поинтересовалась, читала ли я ее и предложила прочесть. Потом на перемене мы с ней подискутировали по поводу этой книги, сейчас уже не помню ни автора, ни названия, что-то из области фантастики. Эта книга пошла по классу и всем понравилась. Я, конечно, не могу сказать, что была от нее в восторге, но по крайней мере увидела, что дети читают.
В рамках программы мы используем примеры зарубежной литературы, почему бы и нет? Мы ведь должны знать не только свою классику, анализировать ее, чувствовать язык, стилистику, но и зарубежных авторов.
«Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет». Ваша ученица написала эти слова на доске ...
– Это слова Корнея Ивановича Чуковского из его знаменитой книги «Живой как жизнь». Полина любит этого автора.
Каждая культура имеет свой уникальный язык. Язык является фундаментом для зарождения и развития культуры. Знать свою культуру, значит – знать язык. Язык меняется, не стоит на месте, зная историю своего языка, невозможно потерять вектор развития.
Но есть и другая сторона – молодежный сленг, который настойчиво просачивается в речь школьников, вытесняя литературные слова и выражения. Стоит ли с этим бороться?
– Бороться с этим бесполезно. Молодежный сленг – это социальный диалект, для которого характерны определенные возрастные рамки: 12-22 года. Это динамичное явление. На развитие молодежного сленга в настоящее время оказывает влияние компьютеризация. Это, скорее, словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы, но они важны для общения в подростковой среде. Почему он появляется? Это своего рода протест молодых людей против морали взрослого поколения. Они хотят о себе заявить: у нас есть свой язык, он живой, и он будет всегда. Считаю, что это вполне допустимо. Да, он, конечно, засоряет нашу речь, нарушает литературные нормы, но этого не избежать. Просто это нужно принять и понять, и психологи часто говорят, что для подростков характерна такая речь. Это вовсе не бич нашего времени.
Что для Вас значит русский язык и литература?
– Это все, чем я живу. Любовь с самого первого урока у моей любимой учительницы Надежды Николаевны Хоружевой. Хотелось быть такой же как она, красиво говорить, уметь ясно излагать свои мысли, много знать. Больше ни о чем не мечтала.
Среди Ваших учеников есть те, которые так же разделяют Вашу любовь к литературе и русскому языку?
– Да. Хочу рассказать об успехах выпускницы гуманитарного класса Полины Красуцкой. Она начала углубленно заниматься литературоведением (литература – это искусство, а литературоведение – это уже наука) с 7 класса. Мы с ней изучили курс диалектический, а потом перешли к практике. Читали, анализировали произведения, пытались найти идейно-тематическую основу, коммуникативный замысел каждого произведения. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже в 8 классе она заняла 1 место, а в 9-м стала победителем окружной олимпиады по литературе. В 10 классе участвовала в региональном конкурсе исследовательских работ «Взлет» и областной олимпиаде по литературе, которая проводилась на базе Самарского гуманитарного университета, где заняла 3-и места. В этом году в течение трех недель Полина училась в школе для одаренных детей «Вега» в Самаре, ей очень понравилось. Мы написали еще одну исследовательскую работу на тему «Беспризорность в русской литературе 20 века». В международном конкурсе исследовательских работ «Образование. Наука. Профессия» Полина заняла 3 место. В областной олимпиаде по литературе – 1-е, а по русскому языку (впервые попробовали) – 2-е. Сейчас ждем результатов областного конкурса исследовательских работ по литературе им.Грота, надеемся на призовое место.
Желаем Вам дальнейших успехов в Вашей интересной творческой работе!
О.Горбунова.