Мы стремительно утрачиваем родной язык

Мы стремительно утрачиваем родной язык

Порой становишься невольным слушателем разговоров современной молодежи и, мягко говоря, приходишь в ужас. 

Дело не только в нецензурной брани. Дети и подростки зачастую не в состоянии выразить собственные мысли и эмоции. Скудный словарный запас, засоренность англоязычными выражениями – бич нашего общества. Возможно, кто-то решит, что это предположение излишне преувеличено, но, во всяком случае, первый шаг к культурной деградации уже сделан – мы стремительно утрачиваем родную речь. Некогда великий и могучий русский язык, воспетый классиками, оскудевает и засоряется. О проблемах и о будущем русского языка накануне двух знаменательных дат – Дня филолога и Дня славянской письменности и культуры – мы беседуем с педагогом русского языка и литературы Тимашевского образовательного центра Натальей Ивановной Серовой.

За тем, как меняется время, а вместе с ним и дети, Наталья Ивановна наблюдает уже 17 лет, ровно столько она служит благородной профессии учите­ля. Так вышло, что ее мама Ва­лентина Александровна роди­лась в многодетной семье, была третьим по счету ребенком из десяти детей. Ее вдохновляло огромное желание стать педа­гогом, но обязанности старшей сестры почти не оставляли вре­мени на учебу. Мечты матери реализовала дочь.

– Русский язык в школе нам преподавал мужчина, что само по себе являлось редкостью. Валентин Викторович Брагин – человек очень грамотный, писал собственные литератур­ные произведения и читал нам на уроках. Для нас этот человек был образцом для подражания, – с глубоким уважением отзыва­ется моя собеседница. – Я с лег­костью поступила в Самарский педагогический лицей, а затем в педагогический университет и сегодня счастлива в профессии. Просто нужно любить детей и свой предмет, тогда будет от­дача. Выпускники часто прихо­дят, благодарят, причем некогда слабоуспевающие ученики бла­годарны больше других. Совре­менные дети мобильные и бы­стро адаптируются, однако есть некоторые пробелы с точки зре­ния владения языком. Сегодня мало читающих ребят, основная масса читает произведения ис­ключительно по школьной про­грамме и вполне довольствуется этим. Стоит ли говорить о том, что этот факт серьезно отра­жается на словарном запасе. В наши дни все общаются посред­ством сообщений, максимально коротко, коверкая и сокращая слова до неузнаваемости. Ко­нечно, молодежь понимает, что это нехорошо, но такая манера общения входит в привычку. Сегодня действительно есть основания опасаться за будущее русского языка. Зачастую дети знают иноязычные слова, а по­добрать синонимы на русском языке они не в состоянии. Мно­гие из молодых людей мечтают сделать успешную карьеру, од­нако юношеский максимализм не позволяет им понять, что для этого необходимо в пер­вую очередь грамотно излагать свои мысли.

Правильная речь перестала быть престижной. Более того, встречается частое употребление иностранных слов и слов-паразитов. И особенно остро ощущается это в Интернете, где скапливается масса информа­ции, засоряющей русскую речь, и не все умеют ее «просеивать». Словесный беспредел творится и на экранах телевизоров.

По сути, сохранение русского языка – вопрос нашего будущего. Сбережем ли мы национальные черты или переориентируемся на некие универсальные ценно­сти «свободного» мира? Раство­римся в нем? Тут же вспоминает­ся предостережение президента России Владимира Путина, с тревогой высказанное на одном из заседаний президентских со­ветов по межнациональным от­ношениям и по русскому языку: «...не будет преувеличением сказать, что проблема русского языка – это проблема безопас­ности нашей великой Родины». Филологам приходится нелегко, и все же они стараются воспитать культуру общения в новом поколении.

Объективно говоря, неко­торый пробел достаточно про­должительное время существо­вал и в системе образования, что стало следствием отмены обязательного итогового сочи­нения по литературе в школе. Основанием к возобновлению утраченной традиции послужил опубликованный президентом Владимиром Путиным список из 100 книг, обязательных к прочтению. По словам Натальи Ивановны, первый год процесс шел тяжело. Представьте только, ребенку, ежедневно общающе­муся посредством мобильных со­общений, нужно было написать 350 слов, сформулировать и логически выстроить свои мысли, привести в качестве аргументов цитаты из литературных произ­ведений, а для этого необходимо прочесть книги.

Руководство Министерства образования России тоже обе­спокоено положением дел, а потому было принято решение о введении устного собеседо­вания по русскому языку для учащихся 9 классов. В этом году прошла апробация. Моя собе­седница выступила экспертом на экзамене.

– Для читающих ребят с богатым словарным запа­сом это не составило труда. Основная часть учащихся спра­вилась и получила высокие баллы. Четыре года назад на базе нашей школы открылась окружная экспериментально-технологическая лаборатория «Время читать». Ее основная цель – развитие читательских компетенций детей. В рамках работы лаборатории проводит­ся диагностика чтения в млад­ших классах, где учитывается не только скорость чтения, но и осознание учеником прочтенно­го материала. Для старшеклассников организуются дискусси­онные площадки и викторины. А началось все с того же списка из 100 книг. Нам нужно думать о будущем русского языка, в на­ших силах сохранить чистоту речи, и мы, педагоги, стараем­ся это сделать на своих уроках. Россия должна сохранить статус читающей страны.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
У вечного огня,...
Image Detail