Мы стремительно утрачиваем родной язык
- Опубликовано 23.05.2018 00:00
Порой становишься невольным слушателем разговоров современной молодежи и, мягко говоря, приходишь в ужас.
Дело не только в нецензурной брани. Дети и подростки зачастую не в состоянии выразить собственные мысли и эмоции. Скудный словарный запас, засоренность англоязычными выражениями – бич нашего общества. Возможно, кто-то решит, что это предположение излишне преувеличено, но, во всяком случае, первый шаг к культурной деградации уже сделан – мы стремительно утрачиваем родную речь. Некогда великий и могучий русский язык, воспетый классиками, оскудевает и засоряется. О проблемах и о будущем русского языка накануне двух знаменательных дат – Дня филолога и Дня славянской письменности и культуры – мы беседуем с педагогом русского языка и литературы Тимашевского образовательного центра Натальей Ивановной Серовой.
За тем, как меняется время, а вместе с ним и дети, Наталья Ивановна наблюдает уже 17 лет, ровно столько она служит благородной профессии учителя. Так вышло, что ее мама Валентина Александровна родилась в многодетной семье, была третьим по счету ребенком из десяти детей. Ее вдохновляло огромное желание стать педагогом, но обязанности старшей сестры почти не оставляли времени на учебу. Мечты матери реализовала дочь.
– Русский язык в школе нам преподавал мужчина, что само по себе являлось редкостью. Валентин Викторович Брагин – человек очень грамотный, писал собственные литературные произведения и читал нам на уроках. Для нас этот человек был образцом для подражания, – с глубоким уважением отзывается моя собеседница. – Я с легкостью поступила в Самарский педагогический лицей, а затем в педагогический университет и сегодня счастлива в профессии. Просто нужно любить детей и свой предмет, тогда будет отдача. Выпускники часто приходят, благодарят, причем некогда слабоуспевающие ученики благодарны больше других. Современные дети мобильные и быстро адаптируются, однако есть некоторые пробелы с точки зрения владения языком. Сегодня мало читающих ребят, основная масса читает произведения исключительно по школьной программе и вполне довольствуется этим. Стоит ли говорить о том, что этот факт серьезно отражается на словарном запасе. В наши дни все общаются посредством сообщений, максимально коротко, коверкая и сокращая слова до неузнаваемости. Конечно, молодежь понимает, что это нехорошо, но такая манера общения входит в привычку. Сегодня действительно есть основания опасаться за будущее русского языка. Зачастую дети знают иноязычные слова, а подобрать синонимы на русском языке они не в состоянии. Многие из молодых людей мечтают сделать успешную карьеру, однако юношеский максимализм не позволяет им понять, что для этого необходимо в первую очередь грамотно излагать свои мысли.
Правильная речь перестала быть престижной. Более того, встречается частое употребление иностранных слов и слов-паразитов. И особенно остро ощущается это в Интернете, где скапливается масса информации, засоряющей русскую речь, и не все умеют ее «просеивать». Словесный беспредел творится и на экранах телевизоров.
По сути, сохранение русского языка – вопрос нашего будущего. Сбережем ли мы национальные черты или переориентируемся на некие универсальные ценности «свободного» мира? Растворимся в нем? Тут же вспоминается предостережение президента России Владимира Путина, с тревогой высказанное на одном из заседаний президентских советов по межнациональным отношениям и по русскому языку: «...не будет преувеличением сказать, что проблема русского языка – это проблема безопасности нашей великой Родины». Филологам приходится нелегко, и все же они стараются воспитать культуру общения в новом поколении.
Объективно говоря, некоторый пробел достаточно продолжительное время существовал и в системе образования, что стало следствием отмены обязательного итогового сочинения по литературе в школе. Основанием к возобновлению утраченной традиции послужил опубликованный президентом Владимиром Путиным список из 100 книг, обязательных к прочтению. По словам Натальи Ивановны, первый год процесс шел тяжело. Представьте только, ребенку, ежедневно общающемуся посредством мобильных сообщений, нужно было написать 350 слов, сформулировать и логически выстроить свои мысли, привести в качестве аргументов цитаты из литературных произведений, а для этого необходимо прочесть книги.
Руководство Министерства образования России тоже обеспокоено положением дел, а потому было принято решение о введении устного собеседования по русскому языку для учащихся 9 классов. В этом году прошла апробация. Моя собеседница выступила экспертом на экзамене.
– Для читающих ребят с богатым словарным запасом это не составило труда. Основная часть учащихся справилась и получила высокие баллы. Четыре года назад на базе нашей школы открылась окружная экспериментально-технологическая лаборатория «Время читать». Ее основная цель – развитие читательских компетенций детей. В рамках работы лаборатории проводится диагностика чтения в младших классах, где учитывается не только скорость чтения, но и осознание учеником прочтенного материала. Для старшеклассников организуются дискуссионные площадки и викторины. А началось все с того же списка из 100 книг. Нам нужно думать о будущем русского языка, в наших силах сохранить чистоту речи, и мы, педагоги, стараемся это сделать на своих уроках. Россия должна сохранить статус читающей страны.
Н.Глазкова.