О герое-земляке и мастерах народных ремёсел
- Опубликовано 20.01.2023 14:45
Память о герое-земляке, деревянная мебель, изготовленная руками местных мастеров, предметы, повествующие об особенностях быта предков – всё это более 20 лет накапливалось и бережно хранится в Кабановском историко-краеведческом музее им.Героя Советского Союза М.П.Крыгина. Прародительницей центра патриотического воспитания, коим считается музей, является Евгения Иосифовна Самыкина, она-то и провела для нас экскурсию.
С особой гордостью Евгения Иосифовна рассказывает о герое-земляке Михаиле Крыгине. Экспозиция в память о нём собрала разную военную атрибутику – кобуру, револьвер, портупею, тельняшку… Большой друг музея полковник ФСБ Сергей Георгиевич Хумарьян отдал в дар музею портсигар, с его слов, подаренный ему самим Мао Цзэдуном.
Хранится среди экспонатов кортик, носить который удостаиваются лишь офицеры высшего состава. Его Евгении Самыкиной подарил контр-адмирал во время открытия памятной доски Михаила Крыгина на фасаде Дома моряков во Владивостоке. В музее также хранится мандолина, старожилы рассказывают, что Михаил любил играть на этом инструменте.
Безусловно, центральная экспозиция музея рассказывает о жизни и подвиге знаменитого чекиста «Смерш» Михаиле Крыгине. Но и кроме него есть кабановцы, прославившие своё имя и село. Евгения Иосифовна бережно достала орден Красной Звезды со сколотой эмалью.
– Это не просто награда, – подметила она, – орден спас жизнь своему обладателю, участнику Великой Отечественной войны Владимиру Абрамовичу Кабанову. На станции Поныри Курской области в 1943 году накануне Курской битвы разгружался железнодорожный состав с танками. Владимир Абрамович первым спустился со стапелей и вдруг на горизонте показались несколько фашистских танков. Он, не раздумывая, в одиночку вступил в неравный бой, враг вынужден был отступить. Благодаря решительности и отваге нашего земляка танковая колонна была спасена, за это его удостоили орденом Красной Звезды, чуть позже он сохранит ему жизнь. После Курской битвы Владимир был ранен, осколок остановился у сердца, его остановил тот самый орден, от удара слетела эмаль с награды, но солдат остался жив. Доблестный солдатский путь Кабанова был отмечен орденом Отечественной войны II степени.
Рядом с двумя орденами хранится проржавевший от времени Георгиевский крест «За службу на Кавказе» 1864 года. Награду пожертвовала музею Татьяна Степановна Корягина из села Богородское, её дед был участником русско-турецкой войны.
По соседству с наградами боевыми хранятся медали за материнскую доблесть. В Кабановке было две матери-героини, удостоившиеся полного комплекта орденов «Материнская слава» I, II и III степеней. У супругов Шараповых Зои и Евгения было 10 детей, а в семье Проскуряковых – 12 детей. Родителей в живых уже нет, но их род продолжают потомки.
В экспозиции «Русская изба» на стене висят часы с боем в деревянной оправе, выполненные в стиле начала ХХ века. Это работа не рук, а ног местного мастера Александра Владимировича Мячина.
– Парень при родах получил травму и прожил свою недолгую жизнь с диагнозом детский церебральный паралич. Верхние конечности у него не работали, а душой Владимир тянулся к творчеству, – поведала Евгения Иосифовна. – Умудрялся делать всё ногами, был лауреатом губернаторской премии «За волю к жизни». К сожалению, судьба его трагически оборвалась, он рано ушёл из жизни.
Жил когда-то в Кабановке и мастер-краснодеревщик Павел Трофимович Лыков. В местном музее представлены три его работы – два антикварных резных буфета и фигуристая вешалка.
В центре импровизированной русской избы расположился ткацкий станок – такой в наши дни редко где встретишь. Долгие годы он пылился на чердаке без дела в разобранном виде, в музейный фонд его пожертвовал житель Богородского Владимир Чехляков.
Окрестности Кабановки, как и Большого Сарбая, богаты залежами глины. Не случайно среди местного населения было много гончаров. До наших дней сохранились глиняные кувшины и крынки самых разнообразных форм и размеров. В коллекции Кабановского музея привлекает внимание самый «пузатый» кувшин, называемый «пивником», в нём настаивалось пиво. На горлышко надевали бычий мочевой пузырь – когда он надувался, это сигнализировало о том, что солод поспел.
Для местных сельских музеев прялка – экспонат привычный, однако в Кабановке хранится редкий экземпляр прялки «козлик», популярный в XVIII веке, это уже после него сконструировали прялку «колесо», которая занимала в избе гораздо меньше места.
Н.Глазкова