По главной улице с оркестром (продолжение темы)

По  главной  улице  с  оркестром  (продолжение темы)Недавно наша газета рассказывала об Александре Григорьевиче Пешкове, который почти 20 лет играл на бас-трубе в Кинель-Черкасском духовом оркестре. Тема получила продолжение. Благодаря воспоминаниям Владимира Сергеевича Малкина – одного из участников оркестра, творческая летопись дополнилась интересными фактами, ценными подробностями, новыми именами.

Рассказ В.С.Малкина прислала в редакцию Е.Ф.Фурса – лектор-экскурсовод историко-краеведческого музея села Кинель-Черкассы. Мы уточнили некоторые детали для создания наиболее достоверной картины творческой биографии гремевшего на весь район духового оркестра.

Сельский клуб в Кинель-Черкассах открылся в 20-е годы прошлого века. Располагался он на улице Красноармейская, в одноэтажном старинном здании ещё дореволюционной постройки.

Воспоминания Владимира Сергеевича о духовом оркестре, связанные с этим очагом культуры, относятся к 50-м годам прошлого века:

– В клубе давали концерты как приезжие артисты – в основном это были очень популярные в те годы выступления лилипутов, так и сельская самодеятельность. В том числе духовой оркестр. Коллектив тогда состоял из 5-7 человек. Руководитель – Николай Карнаухов, он не имел музыкального образования, а играть на инструментах научился, скорее всего, в армии. Настоящий расцвет духового оркестра начался с переезда коллектива в новый РДК, который открылся в 1959 году, и с приходом нового руководителя. Им стал Анатолий Васильевич Марковских. (Примечание: В.С.Малкин пишет фамилию Марковский. Уточнение внёс Анатолий Петрович Белов, знавший руководителя оркестра лично и проработавший с ним несколько лет).

Владимир Сергеевич продол­жает:

– А.В.Марковских в войну был сыном полка, и ещё мальчишкой играл в военном духовом оркес­тре. Став взрослым, освоил фагот. Этот инструмент относится к группе деревянных духовых музыкальных инструментов, который имеет двойную узенькую трость. Играл Анатолий Васильевич на фаготе в басовом регистре, который обычно звучит только в симфоническом оркестре. Если уж в духовом, то только в самом лучшем! Благодаря консерваторскому образованию и выдающемуся таланту, руководитель написал для нас множество инструментовок популярных в те годы песен, вальсов, фокстротов и даже создал специальный Кинель-Черкасский марш. Всё это, конечно, вошло в репертуар оркестра.

Помнит В.С.Малкин, как их руководитель набирал по школам мальчишек разного возраста, вплоть до второклассников, и упорно с ними занимался. Так постепенно в оркестре появились бас, вторые и третьи тенора, альты. К ним присоединились опытные трубачи: Геннадий Константинов, Валентин Блинов, Евгений Долматов. Можно сказать, что оркестр задышал!

Постепенно обновлялись инструменты: старые отправляли на ремонт в город Куйбышев, а также приобретали новые – в частности, кларнет, тубу (до этого был только геликон, который ещё называют кавалерийским басом).

Из состава духового оркестра Владимир Сергеевич помнит немногих, так как люди менялись довольно часто:

– Какое-то время на трубе играл молодой человек. Скорее всего, он был самоучка, но импровизировал, как настоящий джазовый музыкант. Брал высокие ноты, изображал звуки поцелуев, различные трели, урчание, много других звуков – и всё это на трубе! Работал он тогда в сос­таве ремпоезда, который стоял на станции Толкай, и только в летнее время. Сохранился в памяти и такой эпизод. Однажды для оркестра приобрели контрабас, но играть на нём никто не умел. Тогда я начал подбирать мелодии чисто на слух, играл на танцах.

Самым старым музыкантом оркестра, по воспоминаниям В.С.Малкина, был басист Георгий Иванович (фамилию не указал, возможно, забылась). Второй по возрасту – барабанщик Александр Третьяков, который работал судоисполнителем. Он же являлся ведущим актёром народного театра под руководством Константина Александровича Гумерова. Музыкальное сопровождение к его спектаклям мы исполняли всем составом, сидя в оркестровой яме. Вершиной народного театра был спектакль, который показали на сцене Дворца съездов в Кремле. (Информацию по этому спектаклю уточнила С.Е.Брецкая – ведущий методист районного Дома культуры: речь идёт о постановке К.А.Гумерова по пьесе А.Н.Островского «Женитьба Белугина». В 1962 году спектакль был представлен в Москве на Всероссийском смотре народных театров и удостоен Диплома I степени Министерства культуры РСФСР. В Кинель-Черкасском районе и Самарской области был показан 66 раз и неизменно имел успех).

Ещё один знаменательный факт из истории духового оркестра вспоминает В.С.Малкин:

– Во время важных государственных праздников 1 Мая и 7 Ноября, в селе на главной площади проходили демонстрации. Мы играли торжественные мелодии, под которые проходили колонны жителей. Когда в Кинель-Черкассы перевели эскадрилью военно-морской авиации, то в парадах стали участвовать и лётчики-курсанты. Под руководством А.В.Марковских мы выучили новый марш «Морской король». В конце демонстрации, мимо трибуны с руководством и передовиками села, под этот марш проходила колонна красавцев-курсантов в морской форме, с кортиками на боку. Завершал парад всегда наш духовой оркестр. Шли по-военному чётко, в темпе 70 шагов в минуту.

На этом рассказ из первых уст о единственном духовом оркестре в селе Кинель-Черкассы заканчивается.

Историко-краеведческий музей благодарит за предоставленную информацию Владимира Сергеевича Малкина, Инну Викторовну Малкину, Любовь Анатольевну Черных.

Надеемся, что творческая биография легендарного коллектива продолжит наполняться интересными фактами, деталями и подробностями.

Подготовила М.Леонтьева.

 

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail