По малым сёлам района: Первомайский

По  малым  сёлам  района:   Первомайский

Некогда процветавший посёлок нефтяников Первомайский со временем превратился в маленькое село. В лучшие времена численность населения доходила до 5 тысяч, сейчас же здесь проживает порядка 200 человек. Ключевую роль в развитии посёлка, безусловно, сыграло открытие в окрестностях нефтяных месторождений.

По страницам истории

Посёлок вырос из небольшого хутора, который переселенцы из Кинель-Черкасс обосновали по оврагу Бурлицкому в середине XIX века. Изначально в нём насчитывалось 6 хозяйств. Назвали хутор Кожемяки. Существует две легенды этого названия. Одна гласит, что произошло оно от фамилии помещика Кожемякина. А по второй версии – переехавшие крестьяне занимались кожевенным производством, хорошо мяли кожи. Хутор стремительно рос и к началу XX столетия преобразовался в село с сотней дворов. Почти все сельчане жили в достатке и считались середняками. Позже здесь зародился колхоз имени «9 января», спустя годы он вольётся в укрупнённый колхоз им.Ленина.

С 1947 года начинается новая глава в истории села. Именно тогда вблизи Кожемяков велось разведочное бурение. Нефтяники сыграли ключевую роль в последующей судьбе села. В 1952 году началась масштабная стройка – один за другим вырастают дома и бараки, приезжают новые люди. За шесть лет построено 32 барака и 43 финских дома. Динамично развивается инфраструктура. Открывается восьмилетняя, а затем и средняя школа, строятся детский сад с ясельной группой, амбулатория, банно-прачечный комплекс, столовая. В 1959 году село переименовывается в посёлок Первомайский, который до 2004 года носил статус посёлка городского типа. В посёлке функционировала своя система жилищно-коммунального хозяйства, пожарная часть, мощная котельная, отапливающая социальные объекты. В центре села возле парка возвышался клуб «Мир» с величавым белоснежным фасадом. Хорошо была развита торговая сфера. В наши дни ничего не осталось. Объёмы добычи нефти стали снижаться, рабочие разъезжались, расселялись бараки, значительно пережившие отпущенный им срок. Теперь на их месте непролазные заросли. Общественный транспорт в Первомайский давно не ходит, и если первое время выручали нефтяники и брали людей с собой на вахтовом автобусе до Отрадного, то после расформирования ЦДНГ-2, каждый из жителей добирается до цивилизации, как может. И это хорошо, если у вас личный автомобиль, на такси выходит очень накладно.

За полвека сроднилась с посёлком

В былые времена на подъезде к посёлку, с правой стороны, можно было увидеть возвышавшееся здание красавицы-школы. Большая, просторная, в два этажа – она не была похожа на другие однотипные школы района, так как строилась и финансировалась по индивидуальному проекту НГДУ «Первомайнефть». Её открыли в середине 70-х годов, это стало настоящим подарком для педагогов и учеников, прежде ютившихся в помещениях барачного типа. В наши дни осталась только часть здания. Численность населения посёлка сократилась, и огромные площади уже были не востребованы. Половину здания отдали под слом, а в оставшихся помещениях сконцентрировали учебные классы, сельскую библиотеку, музей, ФАП. Сейчас школу окончательно закрыли, а детей перевели на обучение в Чёрновку.

Неподалеку от школы живёт её бывший директор Тамара Николаевна Галочкина. Десять лет она руководила талантливым коллективом педагогов, но судьба привела её в посёлок гораздо раньше – в 1971 году. Родилась и выросла Тамара Николаевна в Садгороде. Процветавшая в то время Тимашевская птицефабрика поддерживала будущие молодые кадры и давала им направления в вузы. В посёлке строилась средняя школа, а это открытие новых рабочих мест. Тамара Николаевна вместе с сестрой Лидией Николаевной поступила в Куйбышевский педагогический институт. Но к тому моменту, когда девушки получили профессию, штат педагогов в Садгороде был уже набран, а в Первомайский как раз требовались математик и историк.

– Старая школа находилась в другом месте и состояла из двух бараков – в одном из них занимались классы среднего и старшего звена, а во втором располагалась начальная школа. Третье отдельное здание предназначалось под мастерские для мальчиков. Детей было много, под тысячу человек, поэтому учились в две смены, а в третью проходили вечерники, – вспоминает былые трудовые годы собеседница. – В 70-е годы при содействии нефтяников построили новую школу, где с комфортом разместился весь коллектив. Одно крыло здания отдали под интернат, где проживали и обучались ребята из Коханов и Вязников, пока в этих сёлах не построили свои школы. Первомайская школа послужила стартовой площадкой для многих будущих руководителей. Здесь начинали свою карьеру Владимир Иванович Гусаров, Василий Дмитриевич Обухов, Ольга Дмитриевна Власова.

Всю жизнь я преподавала математику, была завучем, потом коллектив избрал меня на должность директора. В 2003 году, когда не стало моего мужа, ушла из руководства. Благодарна коллегам за поддержку в этот сложный период. По сей день поддерживаю связь с бывшими сотрудниками. До пандемии каждый год летом приезжала в гости Наталья Михайловна Овчинникова, которая была у нас завучем. Она живет в Королёве и до сих пор работает в школе. Я могла уехать на малую родину в Садгород, где у меня живут мама, брат и сестра, но за 50 лет прикипела душой к Первомайскому, слишком много связывает меня с ним – здесь я вышла замуж, здесь появились на свет сын и дочь.

Сельский доктор

Нина Андреевна Тарабрина посвятила медицине около 40 лет. Её по праву можно назвать заслуженным сельским докто­ром. Профессионализм Нины Андреевны, умение оперативно принимать грамотные решения много раз спасали людям жизнь. Родом она из Пензенской области, в 1967 году ребёнком вместе с родителями переехала в Первомайский. В юности девушка мечтала о профессии учителя, но после 8 класса поступила в Кинель-Черкасское медицинское училище, поскольку оно было ближе к дому. Молодого дипломированного фельдшера-акушера направили в больницу посёлка Стройкерамика. Работая медицинской сестрой на приёме с хирургом, Нина Андреевна получила колоссальный опыт, она сама хотела стать хирургом и даже оплатила подготовительные курсы в вечернем институте, но встретила любовь всей своей жизни – Павла Павловича. Избранник моей собеседницы коренной житель Первомайского, там и обосновалась молодая семья.

– В лучшие времена в посёлке проживали свыше 4 тыс. человек. Население обслуживал целый медицинский комплекс, включавший амбулаторию, стационар на 25 коек и пищеблок. Работал акушерский кабинет, были созданы все условия для принятия родов. Какое-то время даже принимал врач, специализировавшийся на удалении грыж и аппендицита, – рассказывает сельчанка о некогда мощной медицинской структуре. – По мере того как жителей стали расселять, сокращался и штат медицинского персонала. Я успела поработать и педиатром, а когда заведующая Ирина Алексеевна Шарапова ушла на заслуженный отдых (это был конец 80-х годов), сменила её на посту.

Медработнику в селе нужно быть готовым ко всему: и экстренную помощь оказать, и лечить население от простудных заболеваний, проводить плановые осмотры и прививки в школе и детском саду. Нина Андреевна всегда была в боевой готовности. Младшая дочь Наталья продолжила дело матери. Сейчас она живёт и работает в Отрадном в рентгенслужбе городской больницы, но первомайцы до сих пор помнят её мягкий характер и хвалят за лёгкую руку, ведь так безболезненно уколы никто не ставил. Сама Нина Тарабрина давно на пенсии, но односельчане, как и прежде, доверяют ей и по привычке обращаются за профессиональным советом.

Богатство родителей – в дочерях

Главное богатство супругов Маминых – Махмута Раниловича и Нурсулы Абдулкаримовны – красавицы и умницы дочери. За 36 лет совместной жизни они воспитали четырёх дочерей.

Нурсулу односельчанам привычнее называть Лилией, тем более что старожилы знают её с самого рождения. Сразу после школы она уехала из Первомайского в Казахстан. Девушка с ранних лет хорошо шила, портному искусству обучалась сама. Чтобы на новом месте устроиться на швейную фабрику им.Клары Цеткин, ей пришлось пройти испытание. Прежде чем принять на работу молодую сотрудницу без образования, директриса поручила сшить такое же платье, как на ней. Талантливая портниха с легкостью справилась с заданием, чем с первых дней заслужила уважение в коллективе. Спустя 2,5 года Нурсула вернулась на малую родину, её мать тяжело заболела, и требовался тщательный уход. В 1984 году, когда мамы не стало, моя собеседница вновь отправилась в Казахстан. Там она познакомилась с будущим мужем, вышла замуж и родила троих дочерей. Довелось ей поработать и в казахстанской глубинке. Местное население разговаривало исключительно на родном языке, которым моя собеседница, как ни удивительно, совершено не владела. Деваться некуда, нужно было учить казахский язык.

– После «перестройки» жить в Казахстане стало очень сложно. Работы не было, денег тоже. Крутились с мужем, как могли. Я шила на дому и выпекала хлеб. Наступило время, когда даже закупить зерно стало невозможно. Дальше тянуть было некуда, и мы, оставив дом, всей семьёй приехали в Первомайский, – поведала женщина свою историю. – Порядка 6 лет арендовали квартиру. Уже здесь родилась четвёртая дочь. Конечно, дочери – это большое счастье, но, чтобы их поставить на ноги, мы с мужем много работали. Держали полный двор скотины, которую были вынуждены перевести по состоянию здоровья. Муж по сей день работает на севере электриком на буровой. Со временем поднакопили денег и купили дом, практически полностью его переделали под себя. Девочки выросли, вышли замуж, уже есть двое внуков – все они собираются под крышей нашего дома. Семья у нас получилась интернациональная – я казашка, в муже течёт русская кровь матери и отцовская татарская, а избранники дочерей – русские.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Солнышко, С.Кир...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail