По малым сёлам района: Богородское
- Опубликовано 26.07.2021 09:57
Когда-то Богородское было помещичьим селом, а ныне входит в состав Кабановского сельского поселения. Развал колхоза привел к оттоку населения, но сегодня все больше городских жителей желают обосноваться в этих краях. Село продолжает жить, возможно, благодаря покровительству иконы Казанской Божией Матери, в честь которого и получило название.
Из истории села
Узнать о зарождении села и быте местного населения современники могут благодаря трудам учителя истории местной школы, ныне покойного Степана Дмитриевича Чехлякова. В свое время он проделал кропотливую работу, перелопачивая записи церковных книг, записывая рассказы старожил и опираясь на собственные воспоминания. Собранная информация аккумулировалась и легла в основу книги «Цени, люби и знай свой край родной», изданной в 2010 году. При подготовке этого материала мы также обратились к авторскому изданию.
Село образовалось во второй половине XVIII века вблизи Козловского леса и одноименной речки, что и дало повод первоначальному его названию – Козловка, так записано в церковных книгах.
Граф И.П.Толстой в 1755 году выкупил у башкир за 40 рублей солидный участок земли, в него входили села Екатериновка, Богородское, Барская Солянка, Барская Шумарка. Территория также захватывала Хилковские угодья. Позже земли отошли помещику Н.А.Чемодурову.
«В 1830 году в селе Богородское им была построена церковь. На ее открытие съехались соседние помещики, купцы, родня Чемодурова, духовенство Самарского и Бугурусланского уездов. Не приехала только старая барыня, безвыездно жившая в городе Казань. Зато передала подарок церкви – икону Богородицы. По имени иконы церковь стала Богородицкой (в честь Казанской Божией Матери), затем и село получило название Богородское», – рассказывает в своей книге Степан Чехляков.
Церковь славилась на всю округу своей красотой. Сложена она была из красного кирпича, на самом верху сверкали позолотой купола. Окна – витражные. Пол украшен разноцветными паркетными плитками. К сожалению, она не уцелела до наших дней. Ее, как и многие духовные объекты, в советские годы постигла печальная участь. Перед коллективизацией храм закрыли, а в 1939 году превратили в клуб. После войны церковь была разрушена.
В разные годы в селе работало несколько водяных и ветряных мельниц, принадлежащих Чемодуровым. Старожилы вспоминали, что в прошлые годы, здешние леса были обширнее, а реки глубже и полноводнее. В прудах водился золотой карп.
К 1889 году село Богородское стало волостным центром. Тогда в селе насчитывалось 310 дворов, где проживал 1821 человек. А к 1910 году уже имеются данные о 345 дворах и населении в 2062 человека.
Были в истории села и трагические, ужасающие страницы. Одна из них пришлась на засуху 1921 года. Весенняя посевная прошла успешно, но палящее солнце и мощные суховеи уничтожили весь урожай. Отступила от своих берегов речка Козловка. От голода страдали и люди, и скотина. Сельчане питались лебедой, подорожником и другими съедобными травами, стряпали из них лепешки. Чтобы спасти себя и семью от голодной смерти, самые отчаянные из мужчин отправлялись на заработки в другие земли, к примеру в Ташкент, и возвращались обратно с мукой. Кто-то охотился на диких зверей. Другие не гнушались воровства. Но были факты куда более пугающие. Восточный конец села Смолевка прежде частенько называли Людоедовкой, и неспроста. В 20-е годы здесь жила семья людоедов – отец, мать, сын и две дочери. В семье все, кроме матери, были слабоумными. Начинали с того, что раскапывали свежие могилы, доставали тела и поедали их. На допросе они рассказали, что мертвечина не понравилась, и тогда они стали убивать односельчан. Признались, что убили и съели 21 человека, не считая мертвых. Мать, сына и дочерей направили в психиатрическую лечебницу, отца сами же родственники оправдали, утверждая, что он ни о чем не ведал.
В свое время здесь был открыт детский дом, который просуществовал до января 1979 года.
Под покровом Божией Матери
Сегодня в Богородском официально прописаны 515 человек. Это село уже давно облюбовали дачники, в летний сезон из города идет массовый наплыв. Кто-то решается оставить городскую суету, окончательно перебирается в село и находит здесь душевное уединение. Интерес к здешним местам понятен – вокруг живописная природа и тишина. Село окружено лесами и прудами, самые известные из них – Зеленый и Зеркальный – излюбленные места рыболовов. Здесь сохранилось двухэтажное здание школы. Правда, ребят там уже не учат, а на автобусе возят в Кабановку. Часть помещений переоборудовали под детский сад, куда ходят 8 малышей. В двухэтажном здании из белого кирпича, что в центре села, в наши дни сосредоточены несколько служб: администрация сельского поселения, социальная служба, культурно-досуговый центр, почта, магазин.
Богородское и сегодня находится под покровом Казанской Божией Матери. Уже нет былой церкви с богатым убранством, но есть одноименный небольшой приход. Это приспособленное здание бывшего жилого дома, пожертвования на его покупку собирала ныне покойная Анна Николаевна Нажидкова. В его обустройстве принимали участие бывший настоятель иерей Сергий и староста Сергей Никитин. Внутри помещения уютно, чувствуется благодатная атмосфера. На стенах – намоленные иконы с ликами святых – большинство пожертвовали сельчане. Среди них совершенно уникальные экземпляры, написанные старыми мастерами. Время их не пощадило, и все же они чудом уцелели до наших дней. Очень жаль, что история этих полотен неизвестна современникам. Икона Целителя Пантелеймона – рукописное творение местного жителя Кирея Немальцева. Всю жизнь он трудился в колхозе, был кладовщиком, иконописи его никто не обучал, все каноны постигал самостоятельно. Прихожан в приходе немного, зато с глубокой верой в сердце. Службу с осени прошлого года здесь проводит протоиерей Сергей Харитонов – настоятель храма Бориса и Глеба в Кинель-Черкассах. В Богородском у него есть помощницы, которые следят за храмом и помогают подготовить его к праздникам. Одну из них – Анастасию Павловну Праслову – мы встретили, когда она возвращалась от своей соратницы Зинаиды Егоровны Митяевой. Женщины вместе разделывали тесто для просвир к службе.
В семье Анны Павловны все верующие, а тетка Евдокия Ивановна была первым голосом в хоре при храме. Моя собеседница – коренная жительница села, всю жизнь трудилась в колхозе. Сначала в Богородском, потом в Екатериновке, на родине мужа, где прожила 22 года. В 1987 году вернулась обратно.
– Летом полола свеклу по 5 га, убирала на току, зимой ухаживала за овцами и все это совмещала с работой в колхозной библиотеке, – вспоминает трудовые годы сельчанка. – А как колхоз распался, ушла в социальную службу и работала там с 1995 по 2015 гг. У нас вообще семейная династия социальных работников, дочери Светлана и Валентина сейчас продолжают мое дело.
Из города – в деревню
Богородское – одно из немногих малых сел, которое привлекает городских жителей. Надежда и Дмитрий Бухтияровы переехали сюда из Самары четыре года назад. Купили дом на материнский капитал.
– Недвижимость нашли на «Авито». Понравилось название села, а когда приехали посмотреть дом, влюбились в здешние места, – рассказывает Надежда. – У дочки аллергия и врачи советовали чаще бывать на свежем воздухе. Это стало еще одним бонусом в решении переехать в село. Друзья отговаривали, убеждали, что жить в селе неудобно и далеко от города… А мне так хорошо, будто родилась и выросла здесь. Люди доброжелательные, отзывчивые. И детям нашим тоже понравилось село. Дочь Ангелина ходит в детский сад, очень любит свою воспитательницу Веронику, сейчас в учреждении идет ремонт, и она уже успела по ней соскучиться. Сын Никита учится в самарской школе и живет у бабушки, она у нас математик. На выходные он приезжает к нам. Родственники, побывав у нас в гостях, тоже загорелись желанием обосноваться в Богородском.
Прежде в селе был единственный магазин РайПО. В воскресенье и тот не работал, и богородцам приходилось ездить за покупками в соседнее село Воротнее Сергиевского района, что не очень удобно. Это и подтолкнуло супругов Бухтияровых открыть свою торговую точку. Магазин работает второй год – в нем можно приобрести продукты и товары первой необходимости. Особенно хвалят местные Чубовский хлеб, поставки которого идут прямо с завода.
Глава семьи продолжает работать в Самаре, и приходится курсировать между двумя населенными пунктами. Зато устав от городского шума, он отдыхает в своем деревенском доме. По словам Дмитрия, есть единственный «минус» – качество сотовой связи. Мужчина даже направлял письмо в адрес сотового оператора, пришел ответ, что село входит в зону покрытия связи. Дело в том, что населенный пункт находится в низине, а специалисты компании не учитывают рельеф местности.
Всю жизнь трудилась в колхозе
Тамара Ивановна Бурмистрова родилась в Куйбышеве, а четырехлетним ребенком родители привезли ее в село. Отец был из Богородского, а в город уезжал на заработки, на завод. Когда началась Великая Отечественная война, главу семьи призвали сразу, так он и погиб на фронте. Работать Тамара пошла рано, после 6 классов школы – возила почту из Кабановки на лошади. После замужества перешла в колхоз «50 лет Октября», так всю жизнь с вилами, лопатой да мотыгой и провела. Шесть лет трудилась в свинарнике, их тогда в колхозе было три. Однажды завезли больных свиней, и все поголовье пришлось перевести. Супруг Михаил Иванович тоже работал в колхозе, заправлял горючим тракторы.
Тамара Ивановна еще помнит то время, когда дома в селе были покрыты соломой. И только на Бутырках (ныне ул.Заречная) стояли шесть домов с железной крышей. Сегодня, конечно, сельские дома благоустроенные. Сама моя собеседница живет вместе с семьей младшего сына в доме, который когда-то они построили с мужем. Сын дом расширил, отделал современными материалами, и получилась «конфетка». Во дворе просторно, много цветов – этот уют создается руками снохи. Старший сын живет в Самаре. У Тамары Ивановны четверо внуков и трое правнуков, а сама она в этом году отметит 85-летний юбилей.
Романовский родник
В Богородском всегда было много родников. До наших дней сохранилось название родника – Желоба, он расположен выше села. В засушливые годы от него начинался крестный ход с заходом в родники Замотово и Романов. Последний живет и сегодня, не зарастает к нему людская тропа. Водица в Романовом источнике чистая и вкусная.
Н.ГЛАЗКОВА.