Война в истории одной семьи

Война  в  истории  одной  семьи

Неизгладимый отпечаток оставила безжалостная война с фашистскими захватчиками на семье Надежды Петровны Третьяковой, бывшей жительницы поселка Первомайский. Всех тягот того времени сама она не помнит, когда враг вторгся в наши границы, ей исполнилось всего два года. О том, каким человеком был отец, моя собеседница узнала из рассказов матери, а о его героическом фронтовом пути – из архивных документов Министерства обороны. Война прошлась и по судьбе братьев, но высшие силы уберегли их и они вернулись домой живыми. В преддверии памятной даты Надежда Петровна поведала нам историю своей семьи.

Родом моя собеседница из Марьевки, когда-то входившей в состав Кинель-Черкасского района. В этом же селе – фамильный дом ее матери Ульяны Федоровны. В былые времена их семья была зажиточной.

– Мой родной дед по материнской линии был награжден Почетным крестом царя.

Семья жила в достатке: в хозяйстве насчитывалось 16 рабочих лошадей и 4 жеребца – для каждого из сыновей, чтобы было на чем ездить в церковь в соседнее Страхово на масленичную неделю. После революции обе семьи в Марьевке раскулачили. У деда забрали всю скотину и самовязку – техническое приспособление, которое само косило и вязало снопы. Семью Капитоновых угнали в тайгу. Мой же дед был человеком мудрым и позаботился о том, чтобы дочь не сослали в Сибирь – выдал ее 15-летнюю замуж за батрака Степана Стрельникова. Сам же не вынес такого удара, пролежал неделю в постели и умер. Пожить долго и счастливо молодой семье было не суждено. Когда через Марьевку шел Василий Чапаев, набрал в свою армию около двух десятков мужчин, туда же попал и мамин муж. Не секрет, что гражданская война 1917-1922 гг. была страшной мясорубкой. Пока новобранцев готовили к военному делу, мать вместе со своим первенцем Иваном успела навестить супруга. Это был последний раз, когда она видела его живым. Из всех односельчан уцелел на этой войне и вернулся в Марьевку только один человек, в боях он лишился ноги.

* * *

Позже мама вышла замуж за моего отца, что был в батраках у Копыловых. Человек он умный, пробивной, верный коммунистическому строю, и со временем дослужился до руководящих должностей, возглавлял колхоз в селе, а затем был назначен директором Неприковского совхоза. У родителей было четверо совместных детей – Михаил, Маруся, Валентин и я, самая младшая. По своей доброте душевной мама приютила дома еще одного мальчика, Николая Чикова. Родителей раскулачили, вместе с детьми посадили на повозку и повезли в тайгу. Мальчишка оказался смышленым, в удобный момент спрыгнул с повозки и бросился наутек. Чтобы выжить, ребенок побирался по деревне. Маме было больно смотреть на его страдания, она упрашивала отца взять его в дом. Папа понимал, что за такое ему грозит расстрел. Однако мама настаивала на своем и заявила, что ребенка не бросит. Первое время жили в страхе, если кто-то подходил к дому, Колю прятали под полом. Мальчик рос, времена менялись, и преследовать уже никто никого не стал. А там и сестра его вернулась из ссылки, вышла замуж за моего старшего брата по матери, Ивана, и они забрали Николая к себе. Кто бы мог предположить, что из этого мальчугана вырастет настоящий разведчик! Коля был очень грамотным, свободно владел несколькими иностранными языками, долгое время работал разведчиком на Советский Союз в Германии. До конца жизни он благодарил мою маму, ласково называя ее спасительницей.

* * *

Чудом уцелел и вернулся с фронта наш старший брат Иван. Рассказывать о войне без слез он не мог. Когда брат с боевыми товарищами форсировали Днепр, стояли заморозки, разведка доложила, что немцы поливают и без того крутой берег водой и та вмиг леденеет, что делало неприступным доступ к противнику. Но был приказ – штурмовать! И наши пошли в наступление. Рота не смогла подняться по обледенелому берегу. Это была настоящая бойня. Днепр залился кровью. В живых остались шестеро, противостоять фашистам у них не было сил, и они вынуждено отступили. Всего израненного брата товарищи передали в военный полевой госпиталь. А матери тем временем пришло извещение о том, что Ваня без вести пропал. Даже не знаю, чего стоило ей пережить такое известие. Слава Богу, брат выжил, но с него сняли все ранее заслуженные награды, объяснив это решение тем, что приказа отступать не было.

Второй брат, Михаил, пробыл на войне 4 года, но пороха как такового не нюхал. Он служил в Харбине на советско-китайских рубежах. Уже в мирное время Миша продолжил службу старшим следователем в органах внутренних дел. В 1959 году по стране начали распространяться наркотики. Брат взял с поличным группу наркоторговцев, те пытались откупиться, предлагали крупную взятку, но он честно и принципиально выполнял свой долг и денег не брал, за что жестоко поплатился – его застрелили сидящим на диване с газетой. Но дело заводить и расследовать не стали, а оформили как суицид.

* * *

Мой отец, старший сержант Петр Дмитриевич Беляев, сражался на полях первого Украинского фронта, был командиром отделения 34 отдельного батальона электро-заграждений 3 гвардейской танковой армии. Он много писал маме, но подлинные сведения о его подвигах мы узнали из официального ответа Министерства обороны.

Будучи еще ефрейтором, во время контратаки танков противника получил приказ произвести минирование, с задачей заградить проход танков, направлявшихся на командный пункт полка и село Жеребки. Несмотря на шквальный пулеметный и артиллерийский огонь с танков всего в 100-150 метрах, рискуя собственной жизнью, он минировал территорию перед надвигающимися на него танками противника. А когда танки подошли на 50 метров к отважному саперу, он взял противотанковую мину в руки и был готов подорваться с ней, бросившись под танк. Однако танк, заметив саперов, изменил свой курс. А однажды ночью под мощным обстрелом противника установил 209 противотанковых мин. А сколько на его счету обезвреженных фашистских мин, уже и не сосчитать. Папа награжден орденом Славы III степени и орденом Отечественной войны II степени. Погиб 7 января 1945 года, похоронен на юго-восточной окраине с.Вильковице (Польша).

Н.ГЛАЗКОВА.

Война  в  истории  одной  семьиВойна  в  истории  одной  семьи

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Гуси-лебеди, Н....
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail