Главный праздник

Главный праздник

Для героев нашей публикации День Победы – глав¬ный семейный праздник, который с годами обрел свои традиции. 

Вся семья собирается в родитель­ском доме в селе Кабановка и за большим столом чествует ветеранов (оба основоположника семьи – участники Великой Отечественной войны) и именинни­ков. Глава семейства Александр Дмитриевич Кабанов и его дочь Татьяна Александровна Волостнова родились в один день – 9 мая. В этом году Александр Дмитриевич встречает свою 94-ю весну.

 Два года назад ветеран овдовел, в настоящее время он живет у до­чери в селе Кинель-Черкассы. На праздник вместе с ней и внуками собирается на родину, где оста­лись семьи троих сыновей и мо­гила верной спутницы его жизни Прасковьи Васильевны.

Мы встретились с Александ- ром Дмитриевичем и его доче­рью накануне Праздника Победы. В силу возраста бывший фронтовик многое не уберег в своей памяти, но Татьяна Алек­сандровна хорошо знает историю своей семьи и бережно хранит старые семейные фотографии. На видном месте в ее квартире – портрет родителей, на котором они остались вечно молодыми защитниками Родины. Военная форма подчеркивает едва обо­значенную суровость и жест­кость в чертах лица 19-летнего юноши и женственность белоку­рой сельской девушки.

В 1942 году Александра при­звали в армию, направили в Ульяновское танковое училище, откуда новобранец вышел ко­мандиром самоходной артил­лерийской установки («САУ») и принимал участие в битвах на Ле­нинградском, Белорусском фрон­тах, освобождал Польшу и ходил многими другими военными до­рогами. Одна из них, та, которая привела к суженой, стала главной и пролегла через всю его жизнь.

Будучи уроженцами села Ка­бановка, они встретились в Мо­скве. Находясь во время одной из служебных командировок в столице, Александр вместе с другом зашел в магазин для военнослужащих. Его взгляд встретился с глазами светлово­лосой девчонки.

«Это мой земляк», – как заво­роженная прошептала она сво­ей подруге. Нечто большее, чем просто братские чувства, в одно мгновение связало пылкие серд­ца. В силу своей застенчивости молодые люди так и смотрели друг на друга на расстоянии и разошлись, не сказав ни слова, но в каждом из них поселилась надежда на будущее.

Окрыленная неизведанным ранее чувством, девушка торо­пилась в казарму – она ушла без увольнения, чтобы купить белую ткань и нитки для воротничков. Не пристало начальнику взвода разлагать дисциплину. Прасковья служила в аэростатном полку.

«До войны мама училась в техникуме легкой промышлен­ности в Куйбышеве, – рассказывает Татьяна Александровна. – В войну учебный процесс приоста­новили и начали шить шинели и обмундирование для солдат. Спустя некоторое время мама решила идти на фронт и окончи­ла курсы снайперов».

Поезд, в котором ехали та­кие же, как она, добровольцы, остановился в Москве. Девушек - новобранцев построили на пер­роне в одну шеренгу. Женщина в форме указательным жестом отобрала несколько девчонок, в том числе и Прасковью, и сказа­ла, что они остаются в Москве. «А взяли их только потому, – продол­жает собеседница, – что они были деревенские, крепкого, далеко не худощавого телосложения».

Чтобы водить аэростаты, нуж­на недюжинная сила. Порой даже крепких деревенских девчонок, изо всех сил державших веревки, привязанные к надутому шару вытянутой формы, порыв ветра поднимал и бил о стены домов. Однако аэростаты служили за­щитой городу. Трос, который кре­пил этот огромных размеров шар к многотонной машине, в ночи был не виден вражеским налетчи­кам и словно нож масло «резал» фашистские бомбардировщики, разваливая их на части.

Александр и Прасковья вновь встретились только после войны в родной Кабановке в 1946 году (Александр мобилизовался, спу­стя год после победы) и уже ни­когда не расставались.

Вместе они воспитали четве­рых детей и девятерых внуков. Сейчас в семействе Кабановых подрастают пятеро правнуков. Один из них, Степан Волостнов, собирал материал о бабушке и дедушке к 70-летию Победы для школьного стенда. В семейном архиве еще остались ордена и несколько медалей Александра Дмитриевича, к сожалению, большую часть фронтовику не удалось сохранить. Их ценность члены семьи по-настоящему по­няли только спустя годы.

«Первый Орден – Красной Звезды – отец получил за тяжелые бои под Бобруйском, – расска­зывает Татьяна Александровна, – второй – Орден Отечественной Войны второй степени – за взя­тие немецкого штаба».

Командиру «САУ», в отличие от других членов экипажа, по­лагался пистолет. В его боевой арсенал входили бинокль и ра­ция. Во время боя Кабанов си­дел наверху, по рации принимал приказы из штаба, за театром боевых действий наблюдал из бинокля. Его ноги в тяжелых кирзовых сапогах упирались в плечи механику-водителю. Ими командир подавал сигналы для управления самоходной машиной. Нужно повернуть направо – давил на правое плечо, налево – на левое, прямо – зажимал но­гами голову.

Деревенский парень был сме­калистым и быстро ориентиро­вался в обстановке. Это качество не раз спасало жизнь не только ему. Однажды танк Кабанова подбили с воздуха. Командир приказал экипажу покинуть го­рящую машину и разбежаться. Едва солдаты успели укрыться, как еще один снаряд разбил са­моходку в клочья. «А говорят, что снаряд не попадает в одну во­ронку дважды», – любит повто­рять наш герой известную фразу каждый раз, как вспоминает эту историю.

Эти рассказы составляют золотой фонд героической ле­тописи не только семьи Кабановых, они часть истории нашей малой родины и всей огромной страны.

О.Горбунова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail