Нужно отвечать потребностям рынка
- Опубликовано 26.07.2017 01:00
С начала июля в Кинель-Черкасском сельскохозяйственном техникуме – новый руководитель. Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области на должность директора назначен Анатолий Алексеевич Рябов. Какие перспективы развития учреждения видит новое руководство, мы узнали от первого лица.
Наследство Анатолию Алексеевичу досталось «богатое». На балансе техникума содержится 40 объектов, включая учебные корпуса, учебное хозяйство и объекты коммунальной инфраструктуры. Ежегодно на содержание всех помещений затрачивается внушительная сумма средств, невзирая на то, что часть из них давно не используется.
– На масштабной территории техникума располагаются четыре учебных корпуса, – ознакомил с положением дел новый директор. – Ремонт, проведенный в четвертом корпусе не так давно, не решил проблему с отоплением, в аудиториях по-прежнему холодно. В первом корпусе тепло, но требуется ремонт, как, впрочем, и во втором. В этом году мы рассчитываем на финансирование Минсельхоза в размере порядка 8 млн. рублей, которые пойдут на ремонт первого и второго корпусов. Что касается судьбы остальных зданий, то часть из них мертвым балластом лежит на учреждении, и мы впустую тратим деньги на их содержание, поэтому, исходя из количества студентов, будет происходить перераспределение учебных помещений в целях наиболее рационального использования бюджетных средств. Аналогичная ситуация по учебному хозяйству. На площади в 500 га располагаются пашня, пруд, зернохранилище и ряд сельскохозяйственных помещений. В последние годы обрабатывается 400 га земли, а засеивается только половина. Имеющейся в учреждении техникой необходимо обрабатывать и засеивать всю пашню, чтобы увеличить долю дополнительных доходов. Технопарком, к сожалению, похвастаться не можем. Мы располагаем тракторами, устаревшими как морально, так и технически. Самый молодой трактор отечественного производства 2006 года выпуска. Конечно, это прошлый век, в то время, как наши агропромышленные предприятия давно перешли на импортную автоматизированную технику.
В настоящее время основную массу доходов учреждение получает за счет обслуживания порядка 80-ти абонентов (жителей многоквартирных домов, коттеджей и частных домовладений) посредством собственной котельной и водопровода. Мизерное пополнение в бюджет дает учебное хозяйство, хотя его можно и нужно использовать по максимуму. Однако, считаю, задача образовательного учреждения заключается вовсе не в оказании коммунальных услуг. Пополнять бюджет СХТ можно за счет учхоза и собственно образовательного процесса. У нас имеется лицензия на профессиональные курсы, на профпереподготовку, что дает возможность обучать специалистов в соответствии с требованиями современного рынка труда. В прежние годы многие абитуриенты видели преимущество нашего учреждения в возможности получить водительские права, но и эта услуга ныне канула в лету. Например, наши коллеги из других образовательных учреждений по-прежнему готовят водителей. Думаю, и нам стоит вернуться к этому направлению деятельности, хотя это и потребует определенных вложений и формирования пакета документов. Кроме того мы располагаем возможностью обучать трактористов-машинистов, что позволяет открывать ребятам категории тракториста-машиниста. Нам необходимо более тесно сотрудничать с Центром занятости населения для подготовки и переподготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
В этом году нам необходимо набрать 130 учащихся по четырем специальностям: «Технология производства и переработки сельхозпродукции», «Механизация сельского хозяйства», «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «Коммерция по отраслям». 30 человек набирается на заочное отделение «Механизация сельского хозяйства». На сегодняшний момент план выполнен на 46%. Анализ прошлых лет показывает, что желающих получить профессию электрика и механизатора всегда достаточно, чего не скажешь о последних двух специальностях, набор на которые идет по остаточному принципу. Рациональным решением, на мой взгляд, было бы ввести новую специальность, востребованную в других образовательных учреждениях и на предприятиях района.
Понятно, что материально-техническая база техникума оставляет желать лучшего. Существует два пути решения этой проблемы: во-первых, бюджет и внебюджетные источники, во-вторых, совместная работа с заинтересованными предприятиями. Вероятно, в учреждении не скоро закупят современную дорогую технику и тем более импортную, а во многих предприятиях такая техника есть, поэтому стоит пересмотреть практическую часть обучения и перейти на дуальное обучение. При такой форме обучения теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательных организаций, а практическая – на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы. В дуальной системе усиливается и качественно меняется роль работодателя. Например, в хозяйствах начинают готовить технику к севу в марте, и, в соответствии с производственной необходимостью, нами формируется график практик студентов-механизаторов. Студенты получают реальные профессиональные навыки, а работодатель – возможность присмотреться к будущим кадрам. Другими словами, наше учреждение должно работать в соответствии с потребностями рынка труда.
Н.Глазкова.