Нарушения речи ребёнка: причины и методы коррекции

Нарушения речи ребёнка: причины и методы коррекции

Все чаще у современных детей выявляются нарушения речи. Какие причины могут способствовать такому дефекту и какие способы коррекции существуют, как правильно вести себя родителям в сложившейся ситуации? Об этом мы беседуем с логопедом детского сада «Василек», практикующим на протяжении 15 лет, Тамарой Анато¬льевной Борисенко. 

Тамара Анатольевна, какие са­мые распространенные причи­ны дефекта речи и каковы по­следствия их запущения?

– Проблемы встречаются самые разные. Это могут быть речевые дефекты, нарушение письменной речи и темпа речи, заикание. Нарушения речи ча­сто возникают вследствие орга­нических или функциональных повреждений головного мозга. Даже небольшие расстройства могут отрицательно влиять на общее развитие ребенка. Плохо говорящие ребята часто подвер­гаются насмешкам со стороны сверстников, что делает их неуверенными в себе, а с возрастом приводит к закомплексованно­сти, и это мешает преодолению дефекта. На фоне речевого рас­стройства могут возникнуть со­путствующие проблемы – эмо­циональная неустойчивость, низкая работоспособность, в том числе и умственная, утом­ляемость, нарушение памяти и внимания.

До какого возраста возмож­но корректировать речь?

– Невозможно дать однознач­ного ответа. Все зависит от вида речевого нарушения. Если это возрастные особенности, то к пяти годам ребенок начинает чи­сто говорить. В случае проблем с мышцами языка или каких-то патологий в мозге, нужно се­рьезно поработать. Когда встре­чается нарушение работы мышц артикуляционного аппарата, лечение будет долгим и система­тическим, может растянуться до 10-летнего возраста. У взрослых людей тоже может наблюдаться нарушение речи, например, по­сле инсульта. Мы всю жизнь спо­собны работать над собой и кор­ректировать произношение.

По какой методике работаете?

– Как правило, каждый ре­бенок требует индивидуального подхода. А подобрать ключик к каждому отдельному малышу – непростая задача. Часто логопе­да принимают за волшебника, который по одному взмаху вол­шебной палочки может и звуки поставить, и совсем безречевого ребенка разговорить, и великого оратора из косноязычного дитя воспитать. Это все мифы. Логопед с ребенком занимается. На своих занятиях я практикую массаж, постановку языка с помощью спе­циальных зондов, различные раз­вивающие упражнения. Кроме постановки звуков логопед раз­вивает все компоненты речевой системы, в том числе словарный запас, артикуляционную мото­рику, связанность речи, общую и мелкую моторику. В работе часто встречаются ребята, у которых помимо речи идет нарушение и других функций, к примеру, есть проблемы со слуховым внимани­ем или умственным развитием, и тогда подбираешь соответствую­щую методику и подключаешь невролога и психиатра.

Какие основные ошибки до­пускают родители и какие реко­мендации можете им дать?

– В современном мире все чаще сталкиваешься с тем, что родители практически не зани­маются со своими детьми. Они перестали с ними разговаривать, читать книги, играть. Многие просто передают свое чадо лого­педу и самоустраняются. Однако это неправильно. Наши бабушки и дедушки были гораздо мудрее современного поколения. Пом­ню, как моя бабушка, имевшая всего три класса образования, помогала мне с первой дочкой, давала наставления, чтобы я как можно чаще играла с ребенком, разминала кулачки, массировала щечки. Сегодня мамам и папам своих подопечных я рекомендую то же самое. Попытайтесь, реже показывать свои спины детям, оторвитесь от компьютеров, про­водите с малышами сенсорные занятия – лепите из пластилина, массируйте мелкими предмета­ми ладони и стопы, формируйте коллажи, перебирайте камешки. Обязательно читайте ребенку, а после обсуждайте произведение – это развивает память, вообра­жение, речь, и тогда, с большей долей вероятности, вам не при­дется вести малыша к логопеду.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail