Нарушения речи ребёнка: причины и методы коррекции
- Опубликовано 16.11.2018 12:12
Все чаще у современных детей выявляются нарушения речи. Какие причины могут способствовать такому дефекту и какие способы коррекции существуют, как правильно вести себя родителям в сложившейся ситуации? Об этом мы беседуем с логопедом детского сада «Василек», практикующим на протяжении 15 лет, Тамарой Анато¬льевной Борисенко.
Тамара Анатольевна, какие самые распространенные причины дефекта речи и каковы последствия их запущения?
– Проблемы встречаются самые разные. Это могут быть речевые дефекты, нарушение письменной речи и темпа речи, заикание. Нарушения речи часто возникают вследствие органических или функциональных повреждений головного мозга. Даже небольшие расстройства могут отрицательно влиять на общее развитие ребенка. Плохо говорящие ребята часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников, что делает их неуверенными в себе, а с возрастом приводит к закомплексованности, и это мешает преодолению дефекта. На фоне речевого расстройства могут возникнуть сопутствующие проблемы – эмоциональная неустойчивость, низкая работоспособность, в том числе и умственная, утомляемость, нарушение памяти и внимания.
До какого возраста возможно корректировать речь?
– Невозможно дать однозначного ответа. Все зависит от вида речевого нарушения. Если это возрастные особенности, то к пяти годам ребенок начинает чисто говорить. В случае проблем с мышцами языка или каких-то патологий в мозге, нужно серьезно поработать. Когда встречается нарушение работы мышц артикуляционного аппарата, лечение будет долгим и систематическим, может растянуться до 10-летнего возраста. У взрослых людей тоже может наблюдаться нарушение речи, например, после инсульта. Мы всю жизнь способны работать над собой и корректировать произношение.
По какой методике работаете?
– Как правило, каждый ребенок требует индивидуального подхода. А подобрать ключик к каждому отдельному малышу – непростая задача. Часто логопеда принимают за волшебника, который по одному взмаху волшебной палочки может и звуки поставить, и совсем безречевого ребенка разговорить, и великого оратора из косноязычного дитя воспитать. Это все мифы. Логопед с ребенком занимается. На своих занятиях я практикую массаж, постановку языка с помощью специальных зондов, различные развивающие упражнения. Кроме постановки звуков логопед развивает все компоненты речевой системы, в том числе словарный запас, артикуляционную моторику, связанность речи, общую и мелкую моторику. В работе часто встречаются ребята, у которых помимо речи идет нарушение и других функций, к примеру, есть проблемы со слуховым вниманием или умственным развитием, и тогда подбираешь соответствующую методику и подключаешь невролога и психиатра.
Какие основные ошибки допускают родители и какие рекомендации можете им дать?
– В современном мире все чаще сталкиваешься с тем, что родители практически не занимаются со своими детьми. Они перестали с ними разговаривать, читать книги, играть. Многие просто передают свое чадо логопеду и самоустраняются. Однако это неправильно. Наши бабушки и дедушки были гораздо мудрее современного поколения. Помню, как моя бабушка, имевшая всего три класса образования, помогала мне с первой дочкой, давала наставления, чтобы я как можно чаще играла с ребенком, разминала кулачки, массировала щечки. Сегодня мамам и папам своих подопечных я рекомендую то же самое. Попытайтесь, реже показывать свои спины детям, оторвитесь от компьютеров, проводите с малышами сенсорные занятия – лепите из пластилина, массируйте мелкими предметами ладони и стопы, формируйте коллажи, перебирайте камешки. Обязательно читайте ребенку, а после обсуждайте произведение – это развивает память, воображение, речь, и тогда, с большей долей вероятности, вам не придется вести малыша к логопеду.
Н.Глазкова.