В ней неиссякаемый источник энергии
- Опубликовано 08.12.2021 13:09
С чего начинается школа? Вы не ошибётесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Именно директор подобен режиссеру, который создаёт спектакль, грамотно распределяет роли и задаёт ритм и стиль работы всему коллективу. Его роль всегда более творческая, чем административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в себя! Движущей силой и генератором идей, создавшим мощный работоспособный педагогический коллектив Кротовской железнодорожной школы, была Вера Васильевна Царькова.
Коллеги и выпускники до сих пор благодарят её за уроки мудрости, любят и уважают за профессионализм и чистоту души. 28 ноября Вера Васильевна отпраздновала свой 75-летний юбилей, но в эти цифры сложно поверить, она, как и прежде, полна любви к жизни, а её энергии вполне достаточно, чтобы сдвигать целые горы, и всё потому что источник этой энергии в ней самой.
Твёрдый внутренний стержень и хозяйственную хватку наша героиня унаследовала от отца Василия Петровича Ермакова. Этот человек прошёл всю Великую Отечественную войну, израненным вернулся домой. Его трудовая деятельность была связана с торговлей, он возглавлял районную потребкооперацию, руководил столовой.
– Всего в жизни отец добился сам, – вдохновлённо рассказывает Вера Васильевна. – Умный, с твёрдым характером и добрым сердцем. Сколько помню, он всегда помогал людям, двери нашего дома были для всех открыты. Папа неустанно повторял мне: «Иди вперёд, не останавливайся! У тебя всё получится!» Эти слова и сегодня эхом звучат во мне.
Неоспоримый лидер, активистка-общественница, звеньевая производственной бригады – такой моя собеседница росла со школьной скамьи. В Кротовку родители Веры Васильевны переехали в 1961 году из села Свободка Кинельского района. Здесь она окончила 11 классов среднеобразовательной школы и мечтала о профессии медика, однако родители, видевшие её любовь к детям и организаторские способности, переубедили дочь и посоветовали идти в педагогику. Девушка прислушалась к словам отца и матери, и этот путь стал её судьбой.
Молодой дипломированный педагог начинала свою трудовую деятельность старшей пионервожатой в Кинель-Черкасской школе №1. Здесь судьба свела нашу героиню с ещё одним человеком, которым она искренне восхищалась и вдохновлялась.
– Директором первой школы в то время был Василий Иванович Хмыров. Личность совершенно особая. Он обладал уникальной способностью – находил подход к любому человеку, мог от души похвалить и справедливо поругать, но сделать это искусно, с юмором. Я многому училась у него. Этого человека уже нет в живых, но он остался в моей памяти, – с глубоким уважением отозвалась собеседница.
Молодую, энергичную, инициативную девушку быстро заприметили в районном руководстве партии и перевели в райком комсомола заведующей школьным отделом, а затем избрали секретарем райкома комсомола. За активную работу в комсомоле моя собеседница награждена знаком центрального комитета. Когда Вера Васильевна вышла замуж и родила первенца, ей вновь оказали доверие и назначили директором Кротовской санаторно-лесной школы. Учреждение выполняло не только образовательную функцию, но и оздоровительную. В коллективе опытных педагогов моя собеседница оказалась самой молодой, что накладывало на неё двойную ответственность. Заведующий РайОНО И.Т.Ашрапов не ошибся в профессиональном потенциале Веры Васильевны, она справилась со всеми сложностями. Когда назрела необходимость в реконструкции здания, которая по мнению проектировщиков сопровождалась бы массой сложностей, было принято решение о закрытии школы. С этого момента в жизни моей собеседницы началась новая глава, неразрывно связанная с Кротовской железнодорожной школой.
Имя Веры Васильевны Царьковой навсегда вошло в историю этого образовательного учреждения. Способность видеть личность в каждом человеке и её многогранность, умение правильно расставлять задачи и приоритеты позволили нашей героине, будучи директором, создать сильный коллектив преданных своему делу профессионалов. В плотном сотрудничестве с ПЧ-13, которую в те годы возглавлял Николай Павлович Симонов, было многое сделано для модернизации школы, в том числе проведён капремонт всего здания. Школа славилась педагогами и качеством образования, в неё стремились записать своих детей многие родители.
– Я гордилась своим коллективом и горжусь до сих пор, благодарна коллегам за поддержку. Наша школа была одной из лучших на Куйбышевской железной дороге. Двое из моих завучей стали впоследствии директорами школ – Наталья Алексеевна Брыкина и Александр Николаевич Мальцев. Конечно, я не крем-брюле, а на самом деле очень строгая. В школе достаточно было одной моей фразы, чтобы меня услышали и поняли. Если видела в учителе недостатки, приглашала, разбирала детально всю ситуацию. Могла и поругать, и пожалеть. Да, я горячая и бываю порой резка, но я умею признавать свои ошибки. Если понимала, что обидела кого-то из коллектива, не спала всю ночь, а наутро обязательно подходила, обнимала и говорила «простите».
– Вера Васильевна – прекрасный человек, учитель, организатор! – восхищается директор Отрадненской школы №8 Наталья Алексеевна Брыкина. – Она создала сплочённый, работоспособный коллектив, задавала вектор развития. Вера Васильевна обладает уникальным чутьём и видит не только профессиональные, но и человеческие качества, умеет поддержать, помочь учителю и ученику. Мои ученики часто вспоминают её уроки истории. При Вере Васильевне школа была на хорошем счету, пусть маленькая, но аккуратная, чистая. У этого человека я многому научилась и за многое благодарна.
Вера Васильевна Царькова ушла из образования, когда железнодорожная школа прекратила своё существование как таковая. Вложив силы и душу в это учреждение, она просто не видела смысла переходить в другую школу. Наша героиня всю жизнь посвятила школе, детям и не скрывает, что до сих пор скучает по любимом делу. Бывает, встретит на улице школьника, остановит, расспросит об успехах в учёбе.
Строгий нрав и принципиальный характер этой женщины проявился и в воспитании собственных детей и внуков. Она стремилась вырастить, прежде всего, достойных людей, и это у неё получилось. Окружающие замечают невероятную схожесть младшей внучки с легендарной бабушкой. И дело не только во внешности, но и в характере. Девочка учится в 6 классе и её часто называют «маленькая бабушка Вера».
Н.Глазкова.