Хранит традиции народных промыслов

Хранит  традиции  народных  промысловПорой человек пытается объять необъятное, пробует себя на разных поприщах, хватаясь то за одно дело, то за другое, и давайте будем объективны, не многим удаётся преуспеть во всём сразу. Но встречаются и уникальные самородки, им легко поддаётся любое ремесло. Научиться играть на музыкальных инструментах – пожалуйста, освоить гончарное мастерство – готово. Многогранен и талантлив во всём – так можно сказать о нашем герое, Александре Сергеевиче Киселёве, учителе технологии Кинель-Черкасской школы №1.

Воспитывает культуру труда

«А сейчас мы отправляемся на спецоперацию по обезвреживанию вражеских шпионов, в лице сорной растительности. Разбираем орудия!» – таинственным, почти заговорческим тоном произнёс наставник и начал выдавать ребятам садовый инвентарь. Такой интересный монолог я случайной услышала на территории Кинель-Черкасской школы №1 в разгар летней отработки. Скажу честно, мотивация к труду была настолько сильной и интригующей, что мне, обычному прохожему, захотелось последовать за этим человеком. Как оказалось, неординарный подход у Алекса­ндра Сергеевича Киселёва во всём, ведь именно это и привлекает внимание детей.

– Современные уроки труда – это в большей степени знакомство с IT-технологиями, роботизированными системами, автоматизацией управления и контроля различными процессами. Но, как ни крути, фундамент для нашей страны – сельское хозяйство и промышленность, и в этих сферах должны работать грамотные, умные и творческие люди – и воспитывать их нужно со школьной скамьи, – убеждён педагог. – Своей ключевой задачей считаю научить детей самостоятельности в быту, познакомить с историей и традициями народных промыслов, видеть красоту в обычных предметах и находить решения сложных задач простыми средствами. Сейчас делаются первые шаги в посильной помощи нашим ребятам в зоне СВО, что помогает решать задачи патриотического и нравственного воспитания.

Помимо уроков технологии наш герой ведёт дополнительные занятия, где обучает юное поколение искусству художественной керамики, развивает туризм, большой интерес у детей вызывает кружок «Домашний мастер». Александр Сергеевич в большей степени самоучка, многие ремёсла постигал собственным умом и упорством, что-то подсматривал у своих друзей – скульпторов, музыкантов, художников. Основной багаж знаний накоплен в Тюменской области, где он жил, учился, получил профессию. Свой первый рубль заработал в столярном цехе. Одновременно освоил профессию столяра-краснодеревщика в училище. Когда вместе с товарищем подрабатывал в школе, выполнял разные виды ремонта, мастера с золотыми руками заприметила директор и предложила работу. Руководителя ничуть не смутило отсутствие у Александра на тот момент педагогического образования, она видела, как он работает, как легко находит общий язык с детьми – и это стало главными критериями.

Наш герой – личность увлечённая. Практический опыт позволял ему работать в школе по авторским программам. А.С.Киселёву потребовалось не так много времени, чтобы поднять подготовку учащихся общеобразовательной школы на конкурентоспособный уровень, в творческих конкурсах его воспитанники не уступали ученикам школ искусств. Безусловно, такой успех не мог остаться незамеченным и его пригласили в детскую художественную школу – преподавать скульптуру и керамику.

Начиная всё с нуля

Последние пять лет Александр Сергеевич продолжает педагогическую деятельность в Кинель-Черкасской школе №1. Перебраться в Поволжье вынудили семейные обстоятельства. На протяжении 35 лет он периодически приезжал в Кинель-Черкассы – именно это село облюбовали его родители после выхода на заслуженный отдых. После смерти отца, мать осталась одна, Александр беспокоился за родного человека и стал наведываться всё чаще: зимой нужно было очищать двор от снега, весной требовалась помощь на приусадебном участке, осенью назревал сбор урожая. А сейчас и вовсе требуется повседневный уход за матерью.

Небольшую школьную мастерскую Александр Сергеевич создаёт своими руками. Никакой исходной базы не было, педагог закупил расходный материал и инструменты, сконструировал верстаки. Но ему и не привыкать начинать всю работу с нуля.

– Вместе с детьми мы лепим из глины, но для достижения логического результата не хватает гончарного круга и печи. К примеру, если я рассказывают о дымковской игрушке, её происхождении, то информацию лучше усваивает тактильная память, если ребята изготовят игрушку своими руками. Есть идея создать Центр возрождения народных ремёсел, реанимировать наследие предков, постепенно приходящее в забвение, – рассказывает о планах педагог. – В прежние времена в каждом селе был свой гончар и кузнец, причём их изделия служили не только предметами быта, но и считались произведениями искусства. С каждым годом усиливается разрыв между современным поколением и нашей исконной культурой. Поэтому в настоящее время я в поиске оборудования и более просторного помещения для занятий.

Александр Киселёв – турист с солидным стажем и активно вовлекает в эту деятельность школьников. Дети приходят в полный восторг от возможности оторваться от дома и погрузиться в дикую природу. В мини-походах педагог учит ребят ловить рыбу, добывать берёзовый и кленовый соки и консервировать их, словом, добывать пищу в любых условиях, ведь в жизни возможны и экстремальные ситуации.

На кружке «Домашний мас­тер» воспитанники нашего героя учатся простым, но необходимым в быту навыкам – забить гвоздь, повесить полку, отремонтировать кран, обновить рабочие поверхности  мебели, стен, облагородить быт предметами интерьера.

Чужую культуру нужно уважать

У А.С.Киселева нестандартный подход к работе с детьми, прежде всего он создаёт душевную, доверительную атмосферу, чтобы школьникам было комфортно. Все вместе пьют чай с печеньями, дети занимаются творчеством и заслушиваются историями учителя и его куплетами под гитару. Изучение и уважение культур других народов педагог считает важной составляющей в дружественных отношениях. Уникальный слух – это далеко не всё, что связывает нашего героя с музыкой, он искусный реставратор музыкальных инструментов и создаёт их своими руками. В последнее время мужчина увлёкся восточной музыкой и изобразительным искусством, созвучными с культурой некоторых народностей нашей страны. Его домашняя музыкальная коллекция пополнилась китайскими флейтами и струнными инструментами, среди которых есть довольно экзотические – хулуси, эрху, гуцинь, жуань. Фактически не имея свободного времени, в своих мечтах Александр представляет, как вечером выходит на веранду, надевает конусную китайскую шляпу, садится за гучжэнг и его успокаивающие звуки разливаются по округе.

На связи с природой и животным миром

Вы удивитесь, но наш герой ко всему прочему ещё и профессиональный биолог. Когда встал вопрос о получении педагогического образования, наш герой выбрал специализацию экологии и генетики человека на факультете биологии Тюменского государственного университета. Признаётся, что любит природу и животных.

На счету нашего героя не одна спасённая жизнь четверолапых. И кто только ни жил в его доме – кошки, собаки, птицы и даже представители дикой фауны. Больные и раненые они попадали в руки к Александру Сергеевичу, шли на поправку и после этого выпускались в среду обитания. Кого-то приходилось оставлять, кто-то получал травмы, несовместимые с жизнью. К ним привыкаешь, и каждый уход животного тяжело пережить, поэтому своих домашних питомцев мужчина пока не готов завести.

В Кинель-Черкассах Александр Киселёв живёт вместе с суп­ругой Мариной Вениаминовной и мамой, которой сейчас 92 года. Дочь и сын давно уже взрослые, как и родители стали педагогами. Семейный дом – ещё одно детище нашего героя, его он проектировал и строил сам, а консультировали его в этом родственники жены, профессиональные строители. Садовый участок утопает в зелени. Хозяин из каждой дальней поездки старается привезти молодые саженцы или семена. Из осенней поездки в Сочи, где Александр проходил курсы повышения квалификации по гончарному делу в образовательном центре «Сириус», привёз ростки юкки агавы, хвойных растений и лиан. Сейчас они проходят акклиматизацию по соседству с уже прижившимися древовидными растениями из разных областей России. Дипломированный биолог собирает лекарственные травы, изучает их свойства, изготавливает целебные составы и настойки, эффективные при многих заболеваниях.

Н.Глазкова

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail