Хранит традиции народных промыслов
Порой человек пытается объять необъятное, пробует себя на разных поприщах, хватаясь то за одно дело, то за другое, и давайте будем объективны, не многим удаётся преуспеть во всём сразу. Но встречаются и уникальные самородки, им легко поддаётся любое ремесло. Научиться играть на музыкальных инструментах – пожалуйста, освоить гончарное мастерство – готово. Многогранен и талантлив во всём – так можно сказать о нашем герое, Александре Сергеевиче Киселёве, учителе технологии Кинель-Черкасской школы №1.
Воспитывает культуру труда
«А сейчас мы отправляемся на спецоперацию по обезвреживанию вражеских шпионов, в лице сорной растительности. Разбираем орудия!» – таинственным, почти заговорческим тоном произнёс наставник и начал выдавать ребятам садовый инвентарь. Такой интересный монолог я случайной услышала на территории Кинель-Черкасской школы №1 в разгар летней отработки. Скажу честно, мотивация к труду была настолько сильной и интригующей, что мне, обычному прохожему, захотелось последовать за этим человеком. Как оказалось, неординарный подход у Александра Сергеевича Киселёва во всём, ведь именно это и привлекает внимание детей.
– Современные уроки труда – это в большей степени знакомство с IT-технологиями, роботизированными системами, автоматизацией управления и контроля различными процессами. Но, как ни крути, фундамент для нашей страны – сельское хозяйство и промышленность, и в этих сферах должны работать грамотные, умные и творческие люди – и воспитывать их нужно со школьной скамьи, – убеждён педагог. – Своей ключевой задачей считаю научить детей самостоятельности в быту, познакомить с историей и традициями народных промыслов, видеть красоту в обычных предметах и находить решения сложных задач простыми средствами. Сейчас делаются первые шаги в посильной помощи нашим ребятам в зоне СВО, что помогает решать задачи патриотического и нравственного воспитания.
Помимо уроков технологии наш герой ведёт дополнительные занятия, где обучает юное поколение искусству художественной керамики, развивает туризм, большой интерес у детей вызывает кружок «Домашний мастер». Александр Сергеевич в большей степени самоучка, многие ремёсла постигал собственным умом и упорством, что-то подсматривал у своих друзей – скульпторов, музыкантов, художников. Основной багаж знаний накоплен в Тюменской области, где он жил, учился, получил профессию. Свой первый рубль заработал в столярном цехе. Одновременно освоил профессию столяра-краснодеревщика в училище. Когда вместе с товарищем подрабатывал в школе, выполнял разные виды ремонта, мастера с золотыми руками заприметила директор и предложила работу. Руководителя ничуть не смутило отсутствие у Александра на тот момент педагогического образования, она видела, как он работает, как легко находит общий язык с детьми – и это стало главными критериями.
Наш герой – личность увлечённая. Практический опыт позволял ему работать в школе по авторским программам. А.С.Киселёву потребовалось не так много времени, чтобы поднять подготовку учащихся общеобразовательной школы на конкурентоспособный уровень, в творческих конкурсах его воспитанники не уступали ученикам школ искусств. Безусловно, такой успех не мог остаться незамеченным и его пригласили в детскую художественную школу – преподавать скульптуру и керамику.
Начиная всё с нуля
Последние пять лет Александр Сергеевич продолжает педагогическую деятельность в Кинель-Черкасской школе №1. Перебраться в Поволжье вынудили семейные обстоятельства. На протяжении 35 лет он периодически приезжал в Кинель-Черкассы – именно это село облюбовали его родители после выхода на заслуженный отдых. После смерти отца, мать осталась одна, Александр беспокоился за родного человека и стал наведываться всё чаще: зимой нужно было очищать двор от снега, весной требовалась помощь на приусадебном участке, осенью назревал сбор урожая. А сейчас и вовсе требуется повседневный уход за матерью.
Небольшую школьную мастерскую Александр Сергеевич создаёт своими руками. Никакой исходной базы не было, педагог закупил расходный материал и инструменты, сконструировал верстаки. Но ему и не привыкать начинать всю работу с нуля.
– Вместе с детьми мы лепим из глины, но для достижения логического результата не хватает гончарного круга и печи. К примеру, если я рассказывают о дымковской игрушке, её происхождении, то информацию лучше усваивает тактильная память, если ребята изготовят игрушку своими руками. Есть идея создать Центр возрождения народных ремёсел, реанимировать наследие предков, постепенно приходящее в забвение, – рассказывает о планах педагог. – В прежние времена в каждом селе был свой гончар и кузнец, причём их изделия служили не только предметами быта, но и считались произведениями искусства. С каждым годом усиливается разрыв между современным поколением и нашей исконной культурой. Поэтому в настоящее время я в поиске оборудования и более просторного помещения для занятий.
Александр Киселёв – турист с солидным стажем и активно вовлекает в эту деятельность школьников. Дети приходят в полный восторг от возможности оторваться от дома и погрузиться в дикую природу. В мини-походах педагог учит ребят ловить рыбу, добывать берёзовый и кленовый соки и консервировать их, словом, добывать пищу в любых условиях, ведь в жизни возможны и экстремальные ситуации.
На кружке «Домашний мастер» воспитанники нашего героя учатся простым, но необходимым в быту навыкам – забить гвоздь, повесить полку, отремонтировать кран, обновить рабочие поверхности мебели, стен, облагородить быт предметами интерьера.
Чужую культуру нужно уважать
У А.С.Киселева нестандартный подход к работе с детьми, прежде всего он создаёт душевную, доверительную атмосферу, чтобы школьникам было комфортно. Все вместе пьют чай с печеньями, дети занимаются творчеством и заслушиваются историями учителя и его куплетами под гитару. Изучение и уважение культур других народов педагог считает важной составляющей в дружественных отношениях. Уникальный слух – это далеко не всё, что связывает нашего героя с музыкой, он искусный реставратор музыкальных инструментов и создаёт их своими руками. В последнее время мужчина увлёкся восточной музыкой и изобразительным искусством, созвучными с культурой некоторых народностей нашей страны. Его домашняя музыкальная коллекция пополнилась китайскими флейтами и струнными инструментами, среди которых есть довольно экзотические – хулуси, эрху, гуцинь, жуань. Фактически не имея свободного времени, в своих мечтах Александр представляет, как вечером выходит на веранду, надевает конусную китайскую шляпу, садится за гучжэнг и его успокаивающие звуки разливаются по округе.
На связи с природой и животным миром
Вы удивитесь, но наш герой ко всему прочему ещё и профессиональный биолог. Когда встал вопрос о получении педагогического образования, наш герой выбрал специализацию экологии и генетики человека на факультете биологии Тюменского государственного университета. Признаётся, что любит природу и животных.
На счету нашего героя не одна спасённая жизнь четверолапых. И кто только ни жил в его доме – кошки, собаки, птицы и даже представители дикой фауны. Больные и раненые они попадали в руки к Александру Сергеевичу, шли на поправку и после этого выпускались в среду обитания. Кого-то приходилось оставлять, кто-то получал травмы, несовместимые с жизнью. К ним привыкаешь, и каждый уход животного тяжело пережить, поэтому своих домашних питомцев мужчина пока не готов завести.
В Кинель-Черкассах Александр Киселёв живёт вместе с супругой Мариной Вениаминовной и мамой, которой сейчас 92 года. Дочь и сын давно уже взрослые, как и родители стали педагогами. Семейный дом – ещё одно детище нашего героя, его он проектировал и строил сам, а консультировали его в этом родственники жены, профессиональные строители. Садовый участок утопает в зелени. Хозяин из каждой дальней поездки старается привезти молодые саженцы или семена. Из осенней поездки в Сочи, где Александр проходил курсы повышения квалификации по гончарному делу в образовательном центре «Сириус», привёз ростки юкки агавы, хвойных растений и лиан. Сейчас они проходят акклиматизацию по соседству с уже прижившимися древовидными растениями из разных областей России. Дипломированный биолог собирает лекарственные травы, изучает их свойства, изготавливает целебные составы и настойки, эффективные при многих заболеваниях.
Н.Глазкова