Требования к работе объектов общепита

Одним из важных направлений работы ФНС России является реализация отраслевых проектов, направленных на создание прозрачной и добросовестной конкуренции, исключение незаконных схем налоговой оптимизации, выстраивание партнерских отношений между бизнесом и государством.

Так, в 2021 Федеральная налоговая служба проводит отраслевой проект «Общественное питание». Целью реализации данного проекта в отношении субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания, является побуждение повсеместного применения ими в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники (ККТ), увеличение выручки, фиксируемой с применением ККТ и, как следствие, повышение роста доходов бюджета за счет сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса. Это становится возможным за счет проведения комплекса мероприятий, предусматривающих определение существующих причин и условий, которые способствуют сокрытию выручки в данной сфере, выработки механизмов и предложений, направленных на вывод предприятий общественного питания из теневого сектора, а также проведение контрольных мероприятий, в отношении недобросовестных участников рынка.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в динамике развития отрасли с 2017 года наблюдается как количественный прирост объектов общественного питания, так и рост валового оборота в денежном выражении (исключение составляют 9 месяцев 2020 года, зафиксировавшие снижение оборота отрасли около 20%, в силу ограничений принятых для нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Однако особенности оказания услуг в указанной сфере и сложившаяся ментальность потребителей допустили формирование определенных рисков, в том числе осуществления расчетов с нарушением законодательства о применении ККТ.

По статистике в сфере общественного питания наиболее распространенными являются такие нарушения законодательства, как:

– неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчета (участились случаи, когда продавец требует от покупателя (клиента) совершить перевод денежных средств за проданный товар или оказанную услугу по номеру телефона, на банковскую карту, чек ККТ при этом не пробивается);

– невыдача кассового чека;

– выдача чека с некорректными реквизитами (в чеке не указаны или неверно указаны дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя; применяемая при расчете система налогообложения; наименование товара; сумма расчета; форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке); QR-код; в поле «Кассир» отсутствуют или неверно указаны ФИО продавца, который осуществил продажу товара).

Следует отметить, что Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ установлена обязанность применения контрольно-кассовой техники с выдачей кассового чека, содержащего обязательные реквизиты, при оказании услуг общественного питания, а также передачей фис­кальных документов в соответствии с порядком применения контрольно-кассовой техники.

За нарушения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В частности, налагается административный штраф: на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 3/4 до полной суммы расчета без применения кассы, но не менее 30 тысяч рублей (ч.2 ст.14.5 КоАП).

За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн.рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц –административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч.3 ст.14.5 КоАП). 

Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ составляет 1 год.

Инспекция обращает внимание, что любой гражданин, чей телефон имеет доступ в Интернет, может скачать разработанное налоговой службой бесплатное мобильное приложение  «Проверка чека». С помощью этой программы можно быстро и легко проверить легальность кассового чека и, в случае обнаружения нарушения, в том числе, невыдачи чека, тут же,через мобильное приложение, направить жалобу в ФНС России. Проверить кассовый чек можно двумя способами:

– посредством сканирования QR-кода, напечатанного на кассовом чеке (с использованием камеры мобильного устройства);

– путем введения платежных данных вручную по предложенной форме (все данные для ввода размещены на кассовом чеке).

В настоящий момент ФНС России проводятся мероприятия по выявлению налогоплательщиков сферы услуг общественного питания, которые нарушают требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе посредством постоянного мониторинга расчетов для включения в планы проверок и проведения соответствующих контрольных мероприятий. При этом, если налогоплательщики сферы общепита продолжают не применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, не фиксировать выручку через контрольно-кассовую технику в полном объеме, то такие налогоплательщики попадают в план проверок.

Таким образом, применяется риск-ориентированный подход при отборе налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий, т.е. проверки проводятся только в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков сферы общепита, несоблюдающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Указанный подход по планированию проверок и отраслевой проект «Общественное питание» в целом направлены на побуждение повсеместного применения предприятиями (объектами) общественного питания в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счет сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Жил-был у бабуш...
Image Detail