По малым сёлам района: Полудни

По  малым  сёлам  района: Полудни

Село Полудни образовалось в середине XVIII века, его первыми жителями были переселенцы с Украины, из Харьковской губернии. Долгое время население оставалось чисто украинским, вдоль улиц одна за другой тянулись белые хатки, крытые соломой. В наши дни село входит в состав Ерзовского сельского поселения.

Главной достопримечательнос­тью и гордостью Полудней являются горы, у подножия которых раскинулось село. Полудневские горы простираются от Уральского плато. Многие легенды вокруг них связаны с походом Чапаева в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.). Уже в наши дни долгое время существовала  традиция устраивать забеги на гору в День Победы. Первый, кто оказывался на вершине, устанавливал там российский флаг и получал ценный трофей. А сегодня на самой высокой точке, откуда село видно как на ладони, сверкает поклонный крест. И вот ведь какая интересная штука – с какой стороны на него не взглянешь, он неизменно смотрит на тебя лицевой стороной. Чудо или оптический обман? Место для установки креста выбиралось совместно с отцом Михаилом Юдиным, который проводит службы в Храме Михаила Архангела в Лозовке. И в Полуднях когда-то была своя церковь, построенная предположительно в 1908-1909 гг. также в честь Архангела Михаила.

Когда-то в селе прогрессивно развивалось сельское хозяйство, был колхоз, который изначально назвали «Червонийвересень», а затем переименовали в «Правду». Богатым было колхозное хозяйство: коровники, свинарники, овчарник, птичник. О тех временах остались лишь воспоминания и руины.

В наши дни сельская жизнь сосредоточена в здании бывшей школы – здесь находится культурно-досуговый центр. Ребят школьного возраста осталось совсем немного, да и тех уже давно возят на автобусе в Ерзовскую школу. Людмила Тимофеевна Галочкина 36 лет посвятила педагогике. Сама она уроженка Муханово, молодым дипломированным специалис­том ее направили в Полудни, с тех пор это село стало для нее второй малой родиной. Последние 14 лет Людмила Тимофеевна является старостой села, она-то нас и познакомила со своими односельчанами.

Вернулась в отчий дом

«Здоровеньки булы!» – приветствовала нас на родном украинском Мария Васильевна Кириченко. В этот день ее дом был полон гостей: приехала дочь Валентина с мужем Владимиром и правнучкой Софьей. Мария Васильевна коренная жительница Полудней. Ее родители трудились в колхозе. Мама пекла пышные паляницы – так называли украинский хлеб из пшеничной муки. Отец заведовал складом, вернулся с фронта в 1943 году без правой руки – последствие ранения в боях под Москвой. Семья держала полный двор скотины, отец сам управлялся с хозяйством, приловчился даже косить сено. Когда началась война, Марии было 8 лет, вместе с другими ребятами она собирала колоски в поле, вязала снопы. После школы девушка прошла в Куйбышеве курсы секретаря-машиниста, а сын родной тетки помог устроиться на промкомбинат в Звенигороде, что под Москвой. Так бы она там и работала, но вынуждена была вернуться в родное село ухаживать за приболевшей матерью. В Полуднях девушка вышла замуж за местного хлопца, и молодая семья перебралась в Отрадный. Мать забрали с собой, а отчий дом продали. Глава семейства работал шофером, а Мария Васильевна контролером в Горэлектросетях. Так они прожили в городе 40 лет.

– Мы уже давно подумывали обзавестись дачей, а тут звонок – нам предложили выкупить родовое гнездо тещи. Никогда прежде в Полуднях я не бывал, приехал посмотреть дом и влюбился в природу здешних мест, – признался Владимир. – Деревенские тишина и покой – отдушина после города.

Судьба в очередной раз вернула Марию Васильевну на малую родину, где ей знакома каждая тропинка и дерево. Дом и надворные постройки обветшали от времени. Предприимчивый зять Владимир уверенно взял хозяйство в свои руки. В обустройстве жилища помогает богатый опыт в столярном ремесле. Рабочий процесс идет и сегодня. Самый ходовой материл – сосна, из нее и рамы, и двери добротными получаются.

Потомственный пчеловод

Пчеловодство – занятие среди полудневцев распространенное, многие учились этому ремеслу у Николая Степановича Тырсина. В свои 84 года труженик не бросает любимое дело. Вот и в этот день мы застали его на пасеке, находящейся за огородом в яблоневом саду, который он посадил еще мальчишкой почти 70 лет назад.

Увидев впереди оживленный пчелиный рой, мы решили остановиться – не очень-то хочется быть покусанными пчелами.

– Проходите, не бойтесь, это карпатки – они дружелюбные, не кусаются, – заметив нашу нерешительность, убедительно пояснил хозяин. – Когда-то держали среднерусских пчел, вот те злющие и кусачие. Мой отец начал заниматься пчеловодством еще до войны. Когда шоферил на полуторке, привез две пчелосемьи из Красной Горки. Не было у него ни нужного оборудования (сеток, дымаря), ни понятия того, как обращаться с этими насекомыми. Всему учился сам. На фронт призвали его в первый же год войны, до самого победного конца был водителем на американском грузовом автомобиле «Studebaker». В военные годы пчелы много меда приносили, так что вся тара в доме (ведра, тазы) заполнялась полезным нек­таром. Когда половина жителей села полегла от ангины, наша семья выжила благодаря пчелам. Не зря мед славится своими чудодейственными свойствами. Правда, в свое время, насытившись этим продуктом, сейчас ем его лишь изредка.

Тем временем рабочие пчелиные отряды один за другим возвращались в ульи, оставляли ценную добычу и вновь улетали. На первый взгляд кажется, что они суетятся, а на самом деле – нет, организация у этих существ намного выше, чем у человека, можно сказать, модель идеального общества. Маленькие трудяги, к тому же, очень тонко чувствуют малейшие изменения погоды. В округе растет широкий ассортимент медоносов, в жару они дают прекрасный мед. В этом году, по словам опытного пчеловода, сделали ставку на цветочный мед. Первым в округе зацветает клен, следом на горе появляются одуванчики. Уже сейчас на подходе мед из подсолнечника. Николай Степанович признается – возраст берет свое. Хорошо, что внуки помогают управляться с хозяйством, а реализацию продукта берут на себя дочери, их у него с супругой Марией Федоровной четыре.

Люди всегда жили с верой в душе

Надежда Дмитриевна Кравцева помнит то время, когда в селе проживало 2500 человек, тогда как сейчас официально зарегистрировано всего лишь 228. Прежде улицы называли по фамилиям проживающих. Один край села прозвали в народе Тырсами, потому как жили там 5 семей Тырсиных, другую улицу именовали Кирычами – было там много семей Кириченко.

– Культурным и духовным центром села была Михайло-Архангельская церковь, потом в ней открыли клуб и библиотеку, а еще позже переоборудовали под овощехранилище. Даже во времена гонения православной церкви при советской власти, люди не утратили веру. Народу в храме собиралось много. Бабушка меня тоже водила на службу, и однажды за это я поплатилась. О нашем походе узнала моя учительница и поставила меня в угол.

Надежда Дмитриевна одна из долгожительниц Полудней, в этом году ей исполнится 87 лет. Родилась Надежда на Крещение, 19 января, а крестили ее 23 числа, так в документах и записали. При рождении повитуха предрекла малышке недолгую жизнь, но та оказалась крепкой, пережила голодные военные годы, схоронила мать, мужа, старшего брата и двух сестер. Отец Дмит­рий Матвеевич Тырсин погиб в боях на Курско-Орловской дуге. Надежда Дмитриевна дважды бывала на месте захоронения – на братской могиле в с.Башкино Белевского района ныне Тульской области.

– В военные годы многие жили впроголодь. Мы держали корову, бабушка была грамотной травницей, сушила черемуху, смородину, собирала дикие яблоки, пекла лепешки из лебеды. Тем и спасалась семья, – вспоминает тяжелые времена долгожительница. – Мать трудилась конюхом, возила бензин для заправки тракторов, работала на полях – сажала картофель и бахчи. Бывало, попросим у нее дыню или арбуз, а она не разрешала, говорила, что это колхозное добро и брать его нельзя. Вот насколько честными были люди! Папа работал полеводом, а затем бригадиром, по тем временам был человеком грамотным. Я любила слушать, как он читает стихи, а читал он часто. В школе у нас был литератор Сергей Ковригин, он тоже воспитывал в своих учениках любовь к поэзии. Поэтому я выбрала профессию преподавателя русского языка и литературы. Вместе с сестрой мы поступили в Малотолкайское педучилище. Жили и одевались мы скромно, а подходило время давать уроки в школе. Мама продала наш большой дом за 600 рублей и взяла домик поменьше за 300 рублей, а на оставшиеся деньги купила нам с сестрой туфли и костюмы.

Всю свою жизнь я посвятила школе. Вышла замуж за местного парня тракториста-трудягу Петра Игнатьевича. Он учился у меня в вечерней школе, а потом получил высшее образование в сельскохозяйственном институте. Мы переехали в Отрадный, я работала в школе №8, супруг – начальником цеха металлоконструкций СУМР треста «Востокнефтестрой». Когда похоронила мужа, вернулась в родное село. Сейчас большого хозяйства не держу, овощи у меня всегда со своих грядок, да сад берегу в память о родителях.

P.S.Больше всего беспокоит сегодня жителей Полудней качество сотовой связи: стоит въехать в село, она пропадает. Обращались к различным мобильным операторам, но желаемого результата пока не добились. И о вечном: хранят сельчане надежду на то, что появится у них небольшая часовня, куда можно будет прийти, поставить свечу и помолиться. Для воплощения этого проекта требуется спонсорская помощь.

Н. Глазкова.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail