Праздник большой семьи

Праздник большой семьи

История Кинель-Черкасс неразрывно связана с авиацией. Еще свежо в памяти кинель-черкассцев то славное время, когда в селе базировался 793 отдельный транспортно-боевой вертолетный полк (ОТБВП). 2009 год стал печальной, последней страницей в летописи полка. Его расформировали, военнослужащие разлетелись кто куда, а имущество было разграблено и разрушено. В наши дни в селе проживает 30-35 бывших военнослужащих, судьба которых неразрывно связана с вертолетным полком. По армейской традиции, даже в случае расформирования полка, дата его рождения отмечается ежегодно. Ив этом году 793 ОТБВП празднует 75-летний юбилей.

Дата зарождения полка, да и само его предназначение связано с Великой Отечественной войной. 6 октября 1942 года на аэродро­ме Монино (под Москвой) был сформирован 3-й транспортно-авиационный полк (ТАП) второй авиационной дивизии. На лич­ный состав возложили миссию по оказанию помощи осажденному Ленинграду. Летчики доставляли в город на Неве продовольствие, медикаменты, оружие и боепри­пасы. Боевую отвагу покорители неба проявили на 1-м, 2-м, 3-м и 4-м Украинских фронтах. С 1942 по 1945 годы полк совершил 21000 боевых вылетов. Более 600 военнослужащих полка за военные годы удостоились пра­вительственных наград.

В 1946 году 3-й ТАП был пе­редислоцирован в г.Кировабад Азербайджанской ССР, а спустя шесть лет стал базироваться в грузинском городе Телави, где переформирован в 793 отдель­ный вертолетный полк и принял на вооружение первые новейшие модели «Ми-4». Личный состав достойно выполнял миротвор­ческую миссию в Республике Конго, Индонезии, Марокко, Алжире, Лаосе, Румынии и Со­мали. Военное оснащение полка регулярно модернизировалось. С 1973 года на вооружение посту­пили вертолеты «Ми-8Т», их сме­нили «Ми-26», за штурвалами которых летчики участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

* * *

На службу в 793 ОТБВП Ан­дрей Николаевич Трофимов при­шел в 1988 году сразу после вы­пуска из Сызранского высшего авиационного училища. Молодо­го лейтенанта зачислили в 4 эска­дрилью. Андрею, как и его сослу­живцам, регулярно приходилось проходить испытания на профес­сионализм и крепость духа.

– Вскоре после прибытия в полк случилось страшное земле­трясение в Армении, куда наши вертолеты доставляли продук­ты питания, стройматериалы и технику, – вспоминает о службе летчик. – А дальше была миро­творческая миссия в Нагорном Карабахе, боевые вылеты в Чеч­ню. Перевозили десантников, оружие, раненых и убитых. Со службой в полку связаны самые лучшие годы, это моя молодость и любимая работа.

С начала 1993 года в летопи­си полка открывается новая гла­ва. Авиационная техника вместе с личным составом передисло­цированы в Кинель-Черкассы. В августе того же года личный со­став получил пять новых верто­летов «Ми-26». Полку присвоили условное наименование «вой­сковая часть 62977».

– Руководил выводом пол­ка из Грузии генерал Анатолий Алексеевич Шаповалов. По его воспоминаниям, ситуация в ре­спублике была напряженная, отдавать технику местные не хотели. Наши летчики вынужде­ны были прибегать к хитростям и под видом учений перебази­ровать вертолеты, вооружение и семьи. Специализированного жилья для военнослужащих на тот момент в Кинель-Черкассах не было. Личный состав с се­мьями разместились на верхних этажах казармы. Учебный центр был переоборудован под общежитие, часть семей снимали квартиры в селе и в Отрадном, – о реальных фактах рассказывает Юрий Семенович Шурасьев. В том же 1993 году он был пере­веден из Казахстана в родное село на должность командира батальона связи и радиотехни­ческого обеспечения. – В то вре­мя численность личного состава военнослужащих вместе с гражданским персоналом достигала около тысячи человек. В части действовало четыре эскадрильи. Личный состав участвовал в двух Чеченских кампаниях. 63 воен­нослужащих полка за мужество и героизм удостоились высоких го­сударственных наград. В лучшие времена на учения поднимался весь полк и отправлялся на наш запасной аэродром в г.Бузулук. На вооружении имелись «Ми-26» и «Ми-8». Эта боевая мощь в небе завораживала!

Сегодня в наследии полка осталось три многоквартирных дома, хотя согласно генплану на этой территории должны были построить 12 аналогичных жи­лых зданий, детский сад и школу. Идеи были грандиозные, но на­чались тяжелые времена. Насе­лению, и военнослужащие не ис­ключение, не выдавали вовремя заработную плату, полеты производились крайне редко, потому как запасы керосина оставались минимальными. Повсеместно шли сокращения, и в части оста­лось лишь три эскадрильи. С на­ступлением 2000-х военнослужа­щие почувствовали облегчение. Но, как оказалось, ненадолго. По непосредственному указанию скандально известного мини­стра обороны РФ А.Э.Сердюкова пошла волна разрухи армейской авиации. По всей стране массо­во распускали части, не удалось избежать печальной участи и 793 отдельному транспортно-боевому вертолетному полку, его расформировали одним из по­следних в 2009 году. Всю технику перегнали на южное направле­ние. Военнослужащим обещали рабочие места, но в одночасье люди стали не нужны. По сути, с того момента армейская авиа­ция на территории Приволж­ского округа прекратила свое существование.

Жизнь военной части, на счету которой нескончаемое ко­личество успешно выполненных боевых задач и миротворческих миссий, остановилась. Для ка­валера ордена Красной Звезды, подполковника авиации Васи­лия Николаевича Исаева, как и для его сослуживцев, полк стал второй большой семьей.

– Когда бываю поблизости с военной частью, обязательно заезжаю на территорию. Просто стою и смотрю, как на аэродроме колышется ковыль. Вокруг раз­руха и ни души. А ведь несколь­ко лет назад здесь кипела жизнь! Сердце разрывается от тоски! В отставку я ушел еще в 1997 году, но на все полковые мероприятия в последующие годы ходил как на службу. Часть расформировали – и это большая потеря для всех служащих и для меня лично.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
На отдыхе, В.Иг...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail