Праздник большой семьи
- Опубликовано 07.10.2017 01:00
История Кинель-Черкасс неразрывно связана с авиацией. Еще свежо в памяти кинель-черкассцев то славное время, когда в селе базировался 793 отдельный транспортно-боевой вертолетный полк (ОТБВП). 2009 год стал печальной, последней страницей в летописи полка. Его расформировали, военнослужащие разлетелись кто куда, а имущество было разграблено и разрушено. В наши дни в селе проживает 30-35 бывших военнослужащих, судьба которых неразрывно связана с вертолетным полком. По армейской традиции, даже в случае расформирования полка, дата его рождения отмечается ежегодно. Ив этом году 793 ОТБВП празднует 75-летний юбилей.
Дата зарождения полка, да и само его предназначение связано с Великой Отечественной войной. 6 октября 1942 года на аэродроме Монино (под Москвой) был сформирован 3-й транспортно-авиационный полк (ТАП) второй авиационной дивизии. На личный состав возложили миссию по оказанию помощи осажденному Ленинграду. Летчики доставляли в город на Неве продовольствие, медикаменты, оружие и боеприпасы. Боевую отвагу покорители неба проявили на 1-м, 2-м, 3-м и 4-м Украинских фронтах. С 1942 по 1945 годы полк совершил 21000 боевых вылетов. Более 600 военнослужащих полка за военные годы удостоились правительственных наград.
В 1946 году 3-й ТАП был передислоцирован в г.Кировабад Азербайджанской ССР, а спустя шесть лет стал базироваться в грузинском городе Телави, где переформирован в 793 отдельный вертолетный полк и принял на вооружение первые новейшие модели «Ми-4». Личный состав достойно выполнял миротворческую миссию в Республике Конго, Индонезии, Марокко, Алжире, Лаосе, Румынии и Сомали. Военное оснащение полка регулярно модернизировалось. С 1973 года на вооружение поступили вертолеты «Ми-8Т», их сменили «Ми-26», за штурвалами которых летчики участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
* * *
На службу в 793 ОТБВП Андрей Николаевич Трофимов пришел в 1988 году сразу после выпуска из Сызранского высшего авиационного училища. Молодого лейтенанта зачислили в 4 эскадрилью. Андрею, как и его сослуживцам, регулярно приходилось проходить испытания на профессионализм и крепость духа.
– Вскоре после прибытия в полк случилось страшное землетрясение в Армении, куда наши вертолеты доставляли продукты питания, стройматериалы и технику, – вспоминает о службе летчик. – А дальше была миротворческая миссия в Нагорном Карабахе, боевые вылеты в Чечню. Перевозили десантников, оружие, раненых и убитых. Со службой в полку связаны самые лучшие годы, это моя молодость и любимая работа.
С начала 1993 года в летописи полка открывается новая глава. Авиационная техника вместе с личным составом передислоцированы в Кинель-Черкассы. В августе того же года личный состав получил пять новых вертолетов «Ми-26». Полку присвоили условное наименование «войсковая часть 62977».
– Руководил выводом полка из Грузии генерал Анатолий Алексеевич Шаповалов. По его воспоминаниям, ситуация в республике была напряженная, отдавать технику местные не хотели. Наши летчики вынуждены были прибегать к хитростям и под видом учений перебазировать вертолеты, вооружение и семьи. Специализированного жилья для военнослужащих на тот момент в Кинель-Черкассах не было. Личный состав с семьями разместились на верхних этажах казармы. Учебный центр был переоборудован под общежитие, часть семей снимали квартиры в селе и в Отрадном, – о реальных фактах рассказывает Юрий Семенович Шурасьев. В том же 1993 году он был переведен из Казахстана в родное село на должность командира батальона связи и радиотехнического обеспечения. – В то время численность личного состава военнослужащих вместе с гражданским персоналом достигала около тысячи человек. В части действовало четыре эскадрильи. Личный состав участвовал в двух Чеченских кампаниях. 63 военнослужащих полка за мужество и героизм удостоились высоких государственных наград. В лучшие времена на учения поднимался весь полк и отправлялся на наш запасной аэродром в г.Бузулук. На вооружении имелись «Ми-26» и «Ми-8». Эта боевая мощь в небе завораживала!
Сегодня в наследии полка осталось три многоквартирных дома, хотя согласно генплану на этой территории должны были построить 12 аналогичных жилых зданий, детский сад и школу. Идеи были грандиозные, но начались тяжелые времена. Населению, и военнослужащие не исключение, не выдавали вовремя заработную плату, полеты производились крайне редко, потому как запасы керосина оставались минимальными. Повсеместно шли сокращения, и в части осталось лишь три эскадрильи. С наступлением 2000-х военнослужащие почувствовали облегчение. Но, как оказалось, ненадолго. По непосредственному указанию скандально известного министра обороны РФ А.Э.Сердюкова пошла волна разрухи армейской авиации. По всей стране массово распускали части, не удалось избежать печальной участи и 793 отдельному транспортно-боевому вертолетному полку, его расформировали одним из последних в 2009 году. Всю технику перегнали на южное направление. Военнослужащим обещали рабочие места, но в одночасье люди стали не нужны. По сути, с того момента армейская авиация на территории Приволжского округа прекратила свое существование.
Жизнь военной части, на счету которой нескончаемое количество успешно выполненных боевых задач и миротворческих миссий, остановилась. Для кавалера ордена Красной Звезды, подполковника авиации Василия Николаевича Исаева, как и для его сослуживцев, полк стал второй большой семьей.
– Когда бываю поблизости с военной частью, обязательно заезжаю на территорию. Просто стою и смотрю, как на аэродроме колышется ковыль. Вокруг разруха и ни души. А ведь несколько лет назад здесь кипела жизнь! Сердце разрывается от тоски! В отставку я ушел еще в 1997 году, но на все полковые мероприятия в последующие годы ходил как на службу. Часть расформировали – и это большая потеря для всех служащих и для меня лично.
Н.Глазкова.