Праздник большой семьи

Праздник большой семьи

История Кинель-Черкасс неразрывно связана с авиацией. Еще свежо в памяти кинель-черкассцев то славное время, когда в селе базировался 793 отдельный транспортно-боевой вертолетный полк (ОТБВП). 2009 год стал печальной, последней страницей в летописи полка. Его расформировали, военнослужащие разлетелись кто куда, а имущество было разграблено и разрушено. В наши дни в селе проживает 30-35 бывших военнослужащих, судьба которых неразрывно связана с вертолетным полком. По армейской традиции, даже в случае расформирования полка, дата его рождения отмечается ежегодно. Ив этом году 793 ОТБВП празднует 75-летний юбилей.

Дата зарождения полка, да и само его предназначение связано с Великой Отечественной войной. 6 октября 1942 года на аэродро­ме Монино (под Москвой) был сформирован 3-й транспортно-авиационный полк (ТАП) второй авиационной дивизии. На лич­ный состав возложили миссию по оказанию помощи осажденному Ленинграду. Летчики доставляли в город на Неве продовольствие, медикаменты, оружие и боепри­пасы. Боевую отвагу покорители неба проявили на 1-м, 2-м, 3-м и 4-м Украинских фронтах. С 1942 по 1945 годы полк совершил 21000 боевых вылетов. Более 600 военнослужащих полка за военные годы удостоились пра­вительственных наград.

В 1946 году 3-й ТАП был пе­редислоцирован в г.Кировабад Азербайджанской ССР, а спустя шесть лет стал базироваться в грузинском городе Телави, где переформирован в 793 отдель­ный вертолетный полк и принял на вооружение первые новейшие модели «Ми-4». Личный состав достойно выполнял миротвор­ческую миссию в Республике Конго, Индонезии, Марокко, Алжире, Лаосе, Румынии и Со­мали. Военное оснащение полка регулярно модернизировалось. С 1973 года на вооружение посту­пили вертолеты «Ми-8Т», их сме­нили «Ми-26», за штурвалами которых летчики участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

* * *

На службу в 793 ОТБВП Ан­дрей Николаевич Трофимов при­шел в 1988 году сразу после вы­пуска из Сызранского высшего авиационного училища. Молодо­го лейтенанта зачислили в 4 эска­дрилью. Андрею, как и его сослу­живцам, регулярно приходилось проходить испытания на профес­сионализм и крепость духа.

– Вскоре после прибытия в полк случилось страшное земле­трясение в Армении, куда наши вертолеты доставляли продук­ты питания, стройматериалы и технику, – вспоминает о службе летчик. – А дальше была миро­творческая миссия в Нагорном Карабахе, боевые вылеты в Чеч­ню. Перевозили десантников, оружие, раненых и убитых. Со службой в полку связаны самые лучшие годы, это моя молодость и любимая работа.

С начала 1993 года в летопи­си полка открывается новая гла­ва. Авиационная техника вместе с личным составом передисло­цированы в Кинель-Черкассы. В августе того же года личный со­став получил пять новых верто­летов «Ми-26». Полку присвоили условное наименование «вой­сковая часть 62977».

– Руководил выводом пол­ка из Грузии генерал Анатолий Алексеевич Шаповалов. По его воспоминаниям, ситуация в ре­спублике была напряженная, отдавать технику местные не хотели. Наши летчики вынужде­ны были прибегать к хитростям и под видом учений перебази­ровать вертолеты, вооружение и семьи. Специализированного жилья для военнослужащих на тот момент в Кинель-Черкассах не было. Личный состав с се­мьями разместились на верхних этажах казармы. Учебный центр был переоборудован под общежитие, часть семей снимали квартиры в селе и в Отрадном, – о реальных фактах рассказывает Юрий Семенович Шурасьев. В том же 1993 году он был пере­веден из Казахстана в родное село на должность командира батальона связи и радиотехни­ческого обеспечения. – В то вре­мя численность личного состава военнослужащих вместе с гражданским персоналом достигала около тысячи человек. В части действовало четыре эскадрильи. Личный состав участвовал в двух Чеченских кампаниях. 63 воен­нослужащих полка за мужество и героизм удостоились высоких го­сударственных наград. В лучшие времена на учения поднимался весь полк и отправлялся на наш запасной аэродром в г.Бузулук. На вооружении имелись «Ми-26» и «Ми-8». Эта боевая мощь в небе завораживала!

Сегодня в наследии полка осталось три многоквартирных дома, хотя согласно генплану на этой территории должны были построить 12 аналогичных жи­лых зданий, детский сад и школу. Идеи были грандиозные, но на­чались тяжелые времена. Насе­лению, и военнослужащие не ис­ключение, не выдавали вовремя заработную плату, полеты производились крайне редко, потому как запасы керосина оставались минимальными. Повсеместно шли сокращения, и в части оста­лось лишь три эскадрильи. С на­ступлением 2000-х военнослужа­щие почувствовали облегчение. Но, как оказалось, ненадолго. По непосредственному указанию скандально известного мини­стра обороны РФ А.Э.Сердюкова пошла волна разрухи армейской авиации. По всей стране массо­во распускали части, не удалось избежать печальной участи и 793 отдельному транспортно-боевому вертолетному полку, его расформировали одним из по­следних в 2009 году. Всю технику перегнали на южное направле­ние. Военнослужащим обещали рабочие места, но в одночасье люди стали не нужны. По сути, с того момента армейская авиа­ция на территории Приволж­ского округа прекратила свое существование.

Жизнь военной части, на счету которой нескончаемое ко­личество успешно выполненных боевых задач и миротворческих миссий, остановилась. Для ка­валера ордена Красной Звезды, подполковника авиации Васи­лия Николаевича Исаева, как и для его сослуживцев, полк стал второй большой семьей.

– Когда бываю поблизости с военной частью, обязательно заезжаю на территорию. Просто стою и смотрю, как на аэродроме колышется ковыль. Вокруг раз­руха и ни души. А ведь несколь­ко лет назад здесь кипела жизнь! Сердце разрывается от тоски! В отставку я ушел еще в 1997 году, но на все полковые мероприятия в последующие годы ходил как на службу. Часть расформировали – и это большая потеря для всех служащих и для меня лично.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Мы любим спорт!
Image Detail
Одуванчиковый р...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail