Ребёнок не говорит. Что делать?
- Published on Tuesday, 29 October 2019 22:40
Опыт работы логопедом в детском саду показывает, что количество «неговорящих» детей растет с каждым годом. На каждую младшую группу приходится двое-трое «неговорящих» детей.
Родственники, соседи советуют родителям не беспокоиться: «Один знакомый ребенок не говорил до 5 лет, а потом заговорил, что и не остановишь». Не забывайте, что в ответе за ребенка именно вы, родители, а не «добрые советчики», от которых вы это слышите.
Если ребенок в 2,5-3 года не говорит, специалисту понятно, что отставание в речевом развитии как минимум 2 года. Часто от родителей мы слышим: «Он у меня такой умный, может все показать. А как в телефоне игру быстро находит…» Память, а не речь и интеллект, помогает ребенку запомнить путь до любимой игры.
Задержка речи может быть неспецифической (темповой) и специфической. Специфическая задержка преодолевается ранним (одно-двукратным) медикаментозным воздействием и стимуляцией речи (например, ребенок, пошел в детский сад). Неспецифическая задержка речевого развития характеризуется наличием неврологических симптомов и отставанием психомоторного развития. Вывести такого ребенка из «безречья» можно только систематическим медикаментозным и коррекционно-логопедическим воздействием.
После 3-х лет отсутствие речи ведет за собой задержку развития всех психических функций. И здесь без логопеда и лекарств не обойтись, спонтанная динамика настолько мала, что может свестись всего к нескольким словам за год. Созревание клеток головного мозга замедлено, компенсаторные функции головного мозга без лечения не запускаются.
Раннее начало коррекционно-логопедической работы (не позднее 3,5 лет) и медикаментозное лечение позволяют компенсировать отставание в речи. До школы есть хороший шанс развить речь, овладеть грамматическими формами, научиться строить предложения, различать звуки на слух, овладеть звукопроизношением. Своевременное речевое развитие – это гарантия того, что интеллект ребенка будет развиваться в соответствии с возрастом.
Когда же созревание мозговых клеток заканчивается (к 5-6 годам), развить речь «неговорящего» ребенка возможно, но преодолеть отставание и догнать сверстников – практически неосуществимая задача.
Во 2-3 классе у таких детей «расцветает» дисграфия и дислексия, нарушения в овладении письмом и чтением. Сверстники ребенка учат орфограммы, а дисграфик учится не потерять строку и букву при письме и чтении, выбрать нужную букву, вспомнить, как она пишется. Дисграфики смешивают буквы, теряют буквы, слоги, переставляют их местами и т.д. Запомнить и пересказать параграф учебника для ребенка с задержкой речевого развития – титанический труд. Чтобы научить такого ребенка грамотно писать и читать уходят все четыре года начальной школы. А в старших классах проблемы будут только наслаиваться.
Несмотря на отсутствие первичной умственной отсталости, не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с отставанием в развитии речи могут действительно привести к непоправимому отставанию в умственном развитии.
Своевременная консультация невролога, психиатра, логопеда помогут вам выстроить правильную траекторию развития вашего ребенка. Не откладывайте консультацию на завтра, помогите своему ребенку сегодня!
Л.Дьячкова.