Ребёнок не говорит. Что делать?

Опыт работы логопедом в детском саду показывает, что количество «неговорящих» детей растет с каждым годом. На каждую младшую группу приходится двое-трое «неговорящих» детей.

Родственники, соседи советуют родителям не беспокоиться: «Один знакомый ребенок не говорил до 5 лет, а потом заговорил, что и не остановишь». Не забывайте, что в ответе за ребенка именно вы, родители, а не «добрые советчики», от которых вы это слышите.

Если ребенок в 2,5-3 года не говорит, специалисту понятно, что отставание в речевом развитии как минимум 2 года. Час­то от родителей мы слышим: «Он у меня такой умный, может все показать. А как в телефоне игру быстро находит…» Память, а не речь и интеллект, помогает ребенку запомнить путь до любимой игры.

Задержка речи может быть неспецифической (темповой) и специфической. Специфическая задержка преодолевается ранним (одно-двукратным) медикаментозным воздействием и стимуляцией речи (например, ребенок, пошел в детский сад). Неспецифическая задержка речевого развития характеризуется наличием неврологических симптомов и отставанием психомоторного развития. Вывести такого ребенка из «безречья» можно только систематическим медикаментозным и коррекционно-логопедическим воздействием.

После 3-х лет отсутствие речи ведет за собой задержку развития всех психических функций. И здесь без логопеда и лекарств не обойтись, спонтанная динамика настолько мала, что может свес­тись всего к нескольким словам за год. Созревание клеток головного мозга замедлено, компенсаторные функции головного мозга без лечения не запускаются.

Раннее начало коррекцион­но-логопедической работы (не позднее 3,5 лет) и медикаментозное лечение позволяют компенсировать отставание в речи. До школы есть хороший шанс развить речь, овладеть грамматическими формами, научиться строить предложения, различать звуки на слух, овладеть звукопроизношением. Своевременное речевое развитие – это гарантия того, что интеллект ребенка будет развиваться в соответствии с возрастом.

Когда же созревание мозговых клеток заканчивается (к 5-6 годам), развить речь «неговорящего» ребенка возможно, но преодолеть отставание и догнать сверстников – практически не­осуществимая задача.

Во 2-3 классе у таких детей «расцветает» дисграфия и дислексия, нарушения в овладении письмом и чтением. Сверстники ребенка учат орфограммы, а дисграфик учится не потерять строку и букву при письме и чтении, выбрать нужную букву, вспомнить, как она пишется. Дисграфики смешивают буквы, теряют буквы, слоги, переставляют их местами и т.д. Запомнить и пересказать параграф учебника для ребенка с задержкой речевого развития – титанический труд. Чтобы научить такого ребенка грамотно писать и читать уходят все четыре года начальной школы. А в старших классах проблемы будут только наслаиваться.

Несмотря на отсутствие первичной умственной отсталости, не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с отставанием в развитии речи могут действительно привести к непоправимому отставанию в умственном развитии.

Своевременная консультация невролога, психиатра, логопеда помогут вам выстроить правильную траекторию развития вашего ребенка. Не откладывайте консультацию на завтра, помогите своему ребенку сегодня!

Л.Дьячкова.

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail