В атмосфере редакционной жизни

 

В  атмосфере  редакционной  жизниДорогие наши читатели, этот номер газеты выходит накануне нашего профессионального праздника – Дня печати. Вы держите в руках уже готовый информационный продукт, а как он рождается – знает не каждый. Мы попытались нарисовать картину редакционной жизни и рассказать, как на самом деле создаётся газета, но сделали это не без доли юмора и самоиронии.

Забегая вперед, скажем, по-настоящему прочувствовать редакционную атмосферу можно в газетные дни, когда сдаются отписанные корреспондентами материалы и верстаются полосы. Вот где идёт мощный мозговой штурм, и зашкаливают эмоции!

Каждый выпуск газеты обсуждается на общей планёрке у редактора. Здесь коллеги делятся осенившими их за ночь идеями, корреспонденты получают задания, сетуют на то, что устали от бесконечной череды официальных заседаний и мероприятий, а когда тех нет – на их отсутствие и вообще на то, что им нечем заняться. Такова природа пишущей братии – нам не угодишь. Не скроем, эпидемия коронавируса отра­зилась и на нашей работе. Запреты на массовые мероприятия и прочие ограничения приводили порой к информационному голоду. Часть информации приходилось брать по телефону, мы успели соскучиться по живому общению и динамичному ритму работы. Редакционной коллегии приходилось хорошенько ломать голову над тем, о чём рассказать читателям в следующем номере. Так появился цикл материалов «По малым сёлам района», нашедший большое количество положительных откликов и благодарностей. Встречи с простыми жителями маленьких, а порой вымирающих сёл стали отдушиной в корреспондентских буднях. Люди – не только основной капитал страны, они – наши вдохновители и главные герои страниц районной газеты.

Специфика газетного мира такова, что здесь начинает писать и тот, кто вовсе никогда прежде этим не занимался. И всё же, основные добытчики и поставщики информации – корреспонденты. Это люди самых разных профессий. А вот выпускников журфаков в наших рядах встретишь нечасто. Корреспонденты – народ творческий и зависимый от вдохновения. Муза – дама весьма капризная и непредсказуемая, может взять и не прийти в нужный момент. Поэтому одни материалы рождаются в муках, другие – пишутся на одном дыхании. Сельский журналист должен быть универсалом, ориентироваться во всех сферах деятельности, работать в большом потоке информации, доносить её на доступном языке, общаясь с респондентами, нащупывать то самое зерно, которое будет интересно читательской аудитории. Заранее и чётко распланировать рабочий день корреспонденту удаётся не всегда. В его будни часто вносятся коррективы. Сейчас ты сидишь в комфортном кабинете, пишешь текст и вдохновляешься ароматом горячего и бодрящего кофе, а через несколько минут мчишься в поле, где под знойным солнцем идёт уборочная или «стучишь на морозе зубами» на зимних состязаниях или затянувшемся митинге. Обратно в редакцию журналист возвращается с чувством выполненного долга и грозится выдать гениальный материал. Редактор тем временем хладнокровно предупреждает, что в зав­трашний номер всё равно больше ничего не войдёт, поэтому можно спокойно и вдумчиво готовить текст на следующий выпуск.

Именно редактор первым читает материалы журналистов, при необходимости вносит свои корректировки, советует, какую информацию необходимо дописать. Словом, всё держит на личном контроле, чтобы не вышел очередной «ляп». Впрочем, без него в газетном деле не обходится. Машины ошибаются, а люди тем более. В конце концов, газетные «косяки» веселят читателей, и если человек обладает элементарным чувством юмора и имеет хоть малейшее представление о жизни газеты, то относится к подобному явлению с пониманием. Редактор принимает посетителей, выслушивает их чаяния и просьбы, разруливает проблемные ситуации, в общем, принимает все удары на себя. В газетные дни в кабинет главреда, сокрушаясь, заходит ответственный секретарь и возвещает, что официальное опубликование опять прислали в последний момент – стандартная ситуация, к которой уже все привыкли, но всё равно каждый раз она как снег сваливается на голову. И вот тут нужно думать и расставлять приоритеты, какие материалы снять до следующего номера (при этом не сильно задев амбициозные чувства журналистов), чтобы освободить место.

Ответственный секретарь – правая рука редактора и связующее звено между корреспондентами, дизайнерами-верстальщиками и собственно самим редактором. К нему стекается вся информация – материалы журналистов, идущие в печать, почта редакции, фотографии с репортажей, именно на его компьютере хранятся архивы всех выпусков. А ещё именно у рабочего стола ответственного секретаря проходят все бурные обсуждения текущего выпуска, сотрудники делятся личными новостями, жалуются на жизнь, тормозящие компьютеры и капризные принтеры. И во всей этой кутерьме секретарь умудряется вычитывать и проверять газетные полосы.

Итог работы журналистов ложится на стол корректору, который, обложившись словарями и справочниками, проверяет тексты на ошибки. Корректор видит то, что уже не замечает замыленный глаз корреспондента. Находя очередную опечатку, надрывает живот от смеха и зарекается, наконец, завести блокнот, куда будет записывать самые юморные «перлы» журналистов. А когда в свежеотпечатанном номере видит пропущенную запятую или опечатку – сильно переживает. Этот же человек успевает вести странички «ТЖ» в социальных сетях.

Когда вычитанные и откорректированные статьи попадают в руки дизайнера-верстальщика – начинается волшебство. Текст выстраивается в столбики и иллюстрируется фотографиями. От того, как будет подан материал, отчасти зависит внимание читателей к нему. Правда, бывает, корреспонденты так размахнутся, что полоса буквально «трещит по швам» и требуется сокращать материал. Но упрямые журналисты категорически отказываются, считая это крайней мерой, ведь каждый текст – это их родное детище. И тогда перед дизайнером стоит сверхзадача – впихнуть невпихиваемое. И чаще всего это чудо действительно происходит.

Периодически заходит специалист из отдела рекламы и искренне недоумевает, как могло слететь с полосы объявление, если утром оно было на месте. Менеджер призывает быть внимательнее, ведь рекламодатель заплатил за объявление деньги – а это наш хлеб.

Уже в процессе вёрстки в голове редактора вырисовываются картинки готовой полосы. А тут ещё корреспонденты шепчут над ухом свои идеи. Понимая, что сейчас всё придётся перевёрстывать заново, дизайнер не теряет свою железную выдержку и относится к таким рабочим моментам с иронией.

Создание газеты – процесс творческий, всепоглощающий, за ним не замечаешь, как мгновенно пролетает время. Когда сроки сдачи номера в печать поджимают, а газета ещё не готова, работники типографии нервничают и скорбно вопрошают: о чём, собственно, думает редакция – ведь газету нужно не только отпечатать, но и сфальцевать, а этот процесс у нас производится по-старинке – вручную (один разворот газеты вкладывается в следующий). Наконец, шумно заработала печатная машина.

Самые преданные подписчики приходят заранее и терпеливо дожидаются в коридоре нового выпуска газеты, от которого ещё пахнет свежей краской. Конечно, в современных условиях, когда интернет поглотил практически всё человечество, печатным СМИ трудно конкурировать с электронными изданиями, которые, как ни крути, более оперативны в подаче информации. Команда «Трудовой жизни» искренне благодарна тем, кто по-прежнему остаётся с нами, нашим подписчикам и рекламодателям – нашим верным друзьям.

Н.Глазкова.

Фотографии из галереи

Н.Глазкова
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail