Центр сосредоточения национальных культур

Центр  сосредоточения  национальных  культурУвидеть, как жили предки народов, населяющих Самарскую область, познакомиться с их бытом, культурой, традициями – это становится возможным, когда ты попадаешь в уникальное место – самарский этнокультурный комплекс «Парк дружбы народов», где сосредоточены памятники зодчества. Некоторые из жителей нашего района уже успели посетить парк, и каждый остался под большим впечатлением. Редакция газеты решила: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Корреспондент «ТЖ» побывал на экскурсии и сегодня делится своими впечатлениями с нашими читателями.

Где находится?

«Парк дружбы народов» общей площадью 12 га расположился по соседству с ЖК «Волгарь» и посёлком Кряж на ул.Александра Солженицына. Окружён системой озёр. Добраться до него можно на личном транспорте, автобусе или электричке.

Формат посещения

Этнокомплекс включает 20 национальных подворий: русское, татарское, чувашское, мордовское, украинско-казачье, армянское, казахское, азербайджанское, башкирское, грузинское, еврейское, немецкое, осетинское, узбекское, белорусское, туркменское, финно-угорское, таджикское, дагестанское, киргизское. Работает со вторника по воскресенье с 11.00 до 19.00. Прежде всего скажем, что существует два формата экскурсий. По вторникам проходят обзорные экскурсии с заходом в два жилища. В среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье – гости парка имеют возможность посетить 7-10 домов с подробными экскурсиями внутри. Понедельник – выходной. Билет для взрослых стоит 300 рублей, для детей – 200 рублей. Не зная таких нюансов, мы приехали во вторник, а очень хотелось хотя бы одним глазком заглянуть в каждый дом. По воскресеньям вам может посчастливиться попасть на мастер-класс по приготовлению узбекского плова. Причём участники под руководством повара сами готовят блюдо, а затем дружно обедают им.

11 сентября в парке состоится грандиозное мероприятие, посвящённое Дню дружбы народов. Гостей праздника ждёт насыщенная программа с концертом, дегустацией национальных блюд, мастер-классами и экскурсиями по каждому подворью.

История создания

Комплекс довольно молодой, он открыл свои двери год назад. Идейным вдохновителем и создателем парка выступил Ростислав Ерастович Хугаев – почётный гражданин Самары, выдающийся строитель, председатель Самарского областного национально-культурного центра осетинской диаспоры «Алания». Пять лет назад он предложил создать этнокомплекс и представители национальных центров единогласно поддержали инициативу. А дальше началась объёмная и кропотливая работа. Буквально в каждой постройке видно, с каким уважением к культуре народов подходили к своей работе проектировщики и строители, старались максимально соблюсти каноны зодчества и воссоздать бытовой уклад предков. К примеру, черепицу для крыши немецкого дома доставляли из Калининграда. Крыши белорусских и украинских домов крыли в старину камышовой соломой. Для строительства экспозиционных домов этот материал привозили из Краснодарского края. При возведении дагестанского и осетинского подворий использовался природный камень, который по железной дороге привезли из этих республик и уже на месте его обрабатывали мастера, которых, кстати, тоже приглашали со всей страны. Тщательнейшим образом собиралась домашняя утварь для всех двадцати построек.

В лучших национальных традициях

Некоторые из подворий перекликаются между собой. Только внимательные посетители могут отличить, скажем, русский дом от белорусского, мордовский от чувашского. Киргизские, казахские и туркменские юрты кажутся одинаковыми, но это лишь на первый взгляд. Да, они состоят из деревянного остова и войлочного покрова, отличаются каркасом и орнаментами. Главное при возведении такого жилища, чтобы его можно было легко и быстро собрать и разобрать. Экскурсовод открыла нам двери казахской юрты. В центре обустраивали очаг, выложенный из камней. Когда готовили еду, открывали отверстие вверху, называемое «шаныраком», дергая за верёвку. Таким образом в жилище проникал дневной свет и уходил дым. Юрта условно делилась на женскую и мужскую части, а также гостевую.

Любопытно, что евреи перенимали стиль и архитектуру жилищ, характерные для той местности, где они жили. Поэтому при возведении еврейского по­дворья в «Парке дружбы народов» был взят за основу обычный дом, каких в старой части Самары сохранилось довольно много.

Дома многих народов – выходцев с Кавказа выстраивались в два этажа. На первом этаже располагался хлев. Тепло от дыхания животных поднималось вверх и обогревало второй этаж, где жила семья, к которому вела наружная лестница. Там же обычно отводилось место комнате для гостей, где каждый путник мог остановиться и отдохнуть.

Пожалуй, самая сложная задача была у дагестанской диаспоры – представить многонациональную республику. В двухэтажном доме горцев повсюду работы дагестанских мастеров: аварские и даргинские кувшины, сабли и кинжалы кубачинцев, бурка и папаха, которую разрешается примерить гостям.

Что, казалось бы, стоит дом построить? А ещё и родовую башню! Как в случае с осетинским подворьем. Однако создатели парка постарались, как принято сейчас говорить, позаботились об аутентичности каждой постройки в деталях. Ну, например, вот камень для сооружений был привезён не откуда-нибудь, а из предгорий Кавказа. Башня олицетворяла символ крепости рода, была своеобразной точкой отсчёта, связи с историей, национальной идентичности.

Любопытно, что таджики начинали строить свои дома с возведения колонн, причём каждая носила своё имя, и только потом возводили стены. Такой мудрый и практичный подход к технологии строительства был вынужденным в силу природных условий и явлений. В случае землетрясения стены рушились, а колонны стояли, так было гораздо легче восстановить жилище. Как правило, таджикские дома строились с открытой террасой, а обед готовился на летней кухне.

Армянский дом на территории этнопарка легко отличить по розовому туфу, из которого он построен. Армянский туф – национальное достояние Армении, строительство из него жилых, хозяйственных построек традиционно для местного населения. Армянский камень – визитная карточка республики и олицетворение основательности, долговечности, красоты. Из него также выстроены некоторые здания в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, воспроизведены статуи на острове Пасхи, возведён Колизей и Ватиканский храм Святого Петра.

Выделяется на общем фоне дом немцев Поволжья. Такую архитектуру называют «фахверк» и напоминает она пряничный домик из сказки. «Фахверк» дословно переводится как сооружение из секций. Неизменно светлые стены как будто «перерезаются» тёмными деревянными балками. Завершает конструкцию покатая крыша. Первоначально постройки в немецких колониях были деревянные, крытые тёсом. Позднее, с развитием кирпичных заводов, дома стали строить из красного кирпича, крыши покрывать черепицей либо железом. Внутренняя планировка домов была продумана до мелочей. Очаг нередко использовался как коптильня. Обязательными были обширный подвал и мансарда на втором этаже под крутой крышей. Система переходов связывала жилые помещения с обширным хозяйственным двором, где под одной крышей были и конюшни, и сеновал, и колодец, и многое другое. Немецкие усадьбы огораживались декоративными кустарниками, деревьями (сирень, орешник, липа), украшались множеством цветов.

После экскурсии посетители парка могут гулять по территории вплоть до самого закрытия, а проголодавшись – зайти перекусить в «Чайный дом». Можно также примерить национальные костюмы и сделать фото на память.

Н.Глазкова

 

Фотографии из галереи

Лыжная гонка на...
Image Detail
Д.Седов
Image Detail
Мы любим спорт!
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail