80 ЛЕТ «КРЫЛАТОЙ» БОЕВОЙ СЕМЬЕ

80  ЛЕТ  «КРЫЛАТОЙ»  БОЕВОЙ  СЕМЬЕКинель-черкассцы часто ностальгируют по тем временам, когда в небо над селом взмывали гигантские боевые машины и оглушали шумом вертолётных лопастей, когда по улицам ходили бравые молодые лётчики и кружили девушкам головы. История села неразрывно связана с 793 отдельным транспортно-боевым вертолётным полком (отбвп). Воинскую часть расформировали в 2009 году, но героические страницы её истории невозможно и нельзя перечеркнуть. В пятницу, 7 октября, полк отпраздновал 80-летие с момента формирования.

Круглая дата вновь собрала, пусть даже и частично, «крылатую» семью. Лётчики-инструкторы, механики, командиры, работники медсанчасти – когда-то они с тяжёлым сердцем покидали ставший родным полк. Жизнь разбросала их по всей стране, но многие нашли возможность приехать, чтобы встретиться с сослуживцами и принять участие в митинге у памятника Ми-8Т в центральном парке Кинель-Черкасс, а после – провести тёплый приём в историко-краеведческом музее с праздничной программой.

По страницам истории

6 октября 1942 года на аэродроме Монино был сформирован 3-й транспортный авиационный полк (тап) 2-й авиационной дивизии особого назначения на самолетах Ли-2. С первых дней своего существования полк принимал непосредственное участие в обеспечении боевых операций на Сталинградском фронте, оказывал помощь осаждённому Ленинграду, доставляя в город на Неве продовольствие, медикаменты, оружие и боеприпасы, эвакуируя больных, раненых и истощённых голодом ленинградцев. С марта 1944 года личный состав полка обеспечивал боевые действия частей ВВС 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов. 9 экипажей полка принимали участие в боевых действиях на Дальнем Востоке в ходе войны с милитаристской Японией в 1945 году. Всего за период с 1942 по 1945 годы полк совершил 21 000 боевых вылетов. Более 600 военнослужащих полка за годы Великой Отечественной войны были удостоены правительственных наград.

В 1946 году 3 тап был передислоцирован в г.Кировабад Азербайджанской ССР и вошёл в состав Закавказского военного округа.

В октябре 1948 года разрушительному землетрясению подверглась столица Туркменской ССР – Ашхабад, город практически полностью был разрушен. Вся страна участвовала в оказании помощи пострадавшему населению. В этот период 30 экипажей полка выполняли задачи по доставке в район, пострадавший от землетрясения, продуктов питания, медикаментов и другого имущества.

В 1952 году полк был перебазирован в г.Телави Грузинской ССР, где был переформирован в 793 отдельный вертолётный полк (условное наименование в/ч 78544) и принял на вооружение первые вертолёты Ми-4.

С 1950 по 1953 годы многие лётчики и специалисты инженерно-авиационной службы полка, выполняя правительственное задание, принимали участие в корейской войне, проявляя мужество, решительность и самообладание.

В 1958 году экипажи полка оказывали помощь населению высокогорного грузинского села Омало, сообщение с которым было нарушено из-за схода снежных лавин, и эвакуировали население города Грозный, который пострадал в результате наводнения.

В 1963 году на вооружение полка поступили первые тяжёлые транспортные вертолёты Ми-6.

С 1967 по 1977 годы личный состав 793 отбвп привлекался к выполнению миротворческих миссий и специальных заданий в Республике Конго, Индонезии, Марокко, Алжире, Лаосе, Румынии и Сомали.

 В 1970 году 20 экипажей полка оказывали помощь населению Астраханской и Волгоградской областей в борьбе с начавшейся эпидемией холеры. Помимо учас­тия в ликвидации стихийных бедствий, в 60-70-е годы полк привлекался к участию в крупномасштабных учениях, таких как «Днепр-67», «Двина-70», «Снежный перевал» и «Удар-73».

В 1973 году на вооружение полка поступили вертолёты Ми-8Т.

С 1980 по 1986 годы 4 эскад­рильи полка по программе «Эстафета» выполняли интернациональный долг в Республике Афганистан. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, 193 лётчика и техника полка были награждены боевыми орденами и медалями.

В 1986 году полк был пере­учен на вертолёт Ми-26 и учас­твовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С мая по октябрь 1986 года было выполнено 125 вылетов на разрушенный реактор. 10 авиаторов полка были удостоены правительственных наград.

В декабре 1988 года сильнейшее землетрясение произошло в Армении. До основания были разрушены города Спитак и Ленинакан. Экипажи части доставляли в пострадавшие районы продовольствие, медикаменты и предметы первой необходимости.

С 1989 по 1992 годы в период карабахского конфликта полк на вертолётах Ми-26 обеспечивал 72-ю мотострелковую дивизию (мсд) в г.Нахичевань.

1 января 1993 года 793 отбвп был перебазирован в с.Кинель-Черкассы. Полку было присвоено условное наименование «Вой­сковая часть 62977».

В 1995-1996 и 1999-2001 годах 793 отбвп выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики. 63 военнослужащих полка за мужество и героизм были удостоены высоких государственных наград Российской Федерации.

С февраля 2000 по март 2002 года значительная часть личного состава 793 отбвп принимала участие в проведении миротворческих операций в Республике Таджикистан, в составе 201 мсд, где выполняла задачи усиления и прикрытия с воздуха пограничных застав, охраны границы с Афганистаном на участках Пянджского и Московского погранотрядов.

В 2009 полк был рас­формирован.

Полк  в  лицах

Сергей Васильевич Горбатенко, подполковник запаса, зам. командира полка:

– Шла чистка вооружённых сил, сокращали полки, печальная участь коснулась и нашей части. Всю жизнь мы посвятили Родине, армии, а потом одним махом полка не стало – это очень тяжело переживалось. Бывшие сослуживцы сейчас разбросаны по всей России, кто-то и сегодня остаётся в рядах вооружённых сил, а у кого-то дети продолжают дело отцов – служат Отечеству. В прежние годы ни одно мероприятие в Кинель-Черкассах не проходило без нашего участия. Бываю иногда на месте полка, невозможно равнодушно смотреть на ту разруху, что там творится. Осталась бетонная взлётная полоса, которую невозможно достать из земли, всё остальное снесли или распродали. Сердце кровью обливается.

Валерий Борисович Стрельцов, гвардии майор запаса, командир звена:

– В авиацию пришёл по зову сердца. Окончил Саратовское высшее военное училище. Службу в 793 отдельном транспортно-боевом вертолётном полку проходил в 1993-1996 годы. Был командиром звена, летал на
Ми-8. Учил летать молодых ребят, кто-то из них до сих пор летает, но уже в гражданской авиации. Коллектив полка – как одна большая семья, атмосфера была очень тёплая, здесь служили доб­ропорядочные люди, стояли друг за друга горой, да и жёны наши были дружны между собой.

Сейчас нахожусь на заслуженном отдыхе. Люблю порыбачить, охоту после Афганистана забросил, произошла переоценка ценностей, жалко стало божью тварь убивать.

Геннадий Николаевич Кузьмичев, полковник запаса, командир полка с 2004 по 2009 годы:

– Руководство полком – это большая ответственность за личный состав, за огромную территорию и имущество. В полк входили два батальона – радиотехничес­кого обеспечения и аэродромно-технического обес­печения, что накладывало дополнительную нагрузку в работе, но благодаря заместителям, руководителям структурных подразделений справлялись со всеми задачами. Наш личный состав с различными служебными миссиями побывал практически везде, не были, пожалуй, только на двух континентах – в Антарк­тиде и Австралии.

На момент расформирования штатная численность составляла более тысячи человек. Сейчас работаю в структуре Рос­авиации, занимаюсь подготовкой спасателей, обеспечением поисково-спасательных работ на территории Приволжского федерального округа.

Н.Глазкова

Фотографии из галереи

Н.Глазкова
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Фотоконкурс "Мы...
Image Detail
Лыжная гонка на...
Image Detail
Открытый команд...
Image Detail